Маска, кто ты?

В ночь на Хэллоуин мэра Готэм-сити Дона Митчелла-младшего (Руперт Пенри-Джонс) убивает таинственный террорист Загадочник (Пол Дано). Недавно, два года назад начавший жить жизнью Бэтмена миллиардер-затворник Брюс Уэйн (Роберт Паттинсон) при помощи лейтенанта Джеймса Гордона (Джеффри Райт) начинает расследование преступления, которое приведёт его к шокирующим открытиям.

История экранизаций комиксов о Бэтмене восходит к 1966 году, когда состоялась премьера киноверсии сериала о знаменитом супергерое. Поставил её Лесли Х. Мартинсон – режиссёр преимущественно телевизионных постановок. Картина получилась легкомысленной и далеко ушла от идей первоисточника.

Вернул мстителя в маске на большие экраны Тим Бёртон. Вышедшая в 1989 году лента подарила зрителям нового колоритного злодея – Джокера в исполнении Джека Николсона – и на время стала лучшим кинокомиксом о Бэтмене.

Спустя три года состоялась премьера продолжения картины, которое публика приняла чуть менее благосклонно. Однако, как и оригинал, «Бэтмен возвращается» оказался небезынтересной и увлекательной готической сказкой с запоминающимися героями и непревзойдённо выстроенной атмосферой.

Два следующих фильма о защитнике Готэма многие зрители хотели бы забыть навсегда – созданные Джоэлом Шумахером кэмповые «Бэтмен навсегда» и «Бэтмен и Робин» оказались постановками со значительными отступлениями от канона, слабым сценарием и ходульными персонажами.

Напротив, трилогия Кристофера Нолана (2005-2012) стала значительным явлением не только во вселенной DC, но и в мире кино вообще. А «Тёмный рыцарь» вошёл в число лучших фильмов десятилетия, способствовал всплеску интереса к героям в трико и показал, что кино по комиксам может быть серьёзным драматическим произведением, поднимающим многие социальные и философские вопросы.

Следующее появление Брюса Уэйна в большом кино – две ленты Зака Снайдера «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» и «Лига справедливости». Изменения в концепции снова были систематическими и существенными – на смену реализму и психологической драме Нолана пришли фэнтези-элементы и легковесные сюжеты.

Откровенно неудачный сценарий и посредственная работа с персонажами перечеркнули готовившиеся продолжения намечавшейся эпопеи – вновь заговорили о перезапуске истории о защитнике Готэма (за время вынужденного простоя состоялись также два камео Бэтмена: в «Отряде самоубийц» Дэвида Эйра и в «Джокере» Тодда Филлипса (маленький Брюс Уэйн)).

Первоначально постановщиком и исполнителем главной роли следующего, сольного фильма о Тёмном рыцаре должен быть стать сыгравший Бэтмена в лентах Снайдера Бен Эффлек. Но из-за проблем в личной жизни и недовольства сценарием создатель «Операции «Арго» покинул проект, а все связи с расширенной вселенной DC были окончательно порваны.

Задумка трансформировалась – так «Бэтмен» стал отдельным, никак не связанным с предыдущими картинами DC Films произведением. За сюжетную основу были взяты комиксы «Год первый» (1987), «Долгий Хэллоуин» (1996-1997) и «Эго» (2000).

На роль нового Бэтмена был выбран Роберт Паттинсон, а в режиссёрское кресло сел Мэтт Ривз – автор сенсационного «Монстро» и двух довольно успешных продолжений перезагрузки «Планеты обезьян».

Задолго до выхода ленты специалисты начали сравнивать её с «Джокером». Как и творение Филлипса, фильм, по их мнению, должен был стать самостоятельной историей с большой претензией на художественность.

Действительно, картина Мэтта Ривза оказалась первой экранизацией знаменитого комикса, в которой сюжет полностью выстроен вокруг детективной линии. Её неспешный ритм и солидный хронометраж никоим образом не затрудняют просмотр.

«Бэтмен» – визуальное пиршество для эстетов, фильм, удачно воссоздающий саспенс романов Мишеля Бюсси и виртуозно обыгрывающий основные постулаты неонуара.

Часто применяя расфокус, любопытно обыгрывая сочетания света и тени (авторы намеренно избегают абсолютно чёрных теней), используя ограниченное число кадров, по минимуму задействуя движение камеры, перманентно обращаясь к натриевым и флуоресцентным цветам, оператор Грег Фрейзер («Лев», «Власть», «Дюна») своей сдержанной, но функциональной работой оставляет зрителя один на один с героями истории: аморальными, гордыми, самоотверженными, сомневающимися, страстными, азартными, застигнутыми врасплох обстоятельствами и правдой жизни.

В совокупности с ладно выстроенным саундтреком Майкла Джаккино («Вверх», «Джон Картер», «Изгой-один: Звёздные войны. Истории»), в котором интимно звучащие композиции соседствуют с пышными оркестровыми, а шубертовская «Ave Maria» обнаруживается вшитой в ДНК фильма, они работают идеальной «подложкой» витиеватой мрачной истории, написанной Ривзом совместно с Питером Крэйгом («Город воров», «Непрощённая»).

На этот раз, в отличие от предыдущих экранизаций, сюжет вращается вокруг рефлексии главного героя, обнаружения и разрушения структурных связей различных социальных слоёв Готэма, взаимоотношений Уэйна-младшего со своим отцом и поисков ответов на фундаментальные вопросы о понятиях добра и зла.

Бэтмен линчует злодеев, постоянно срываясь на тягостные размышления не только о методах своей борьбы (в этом постановка Ривза перекликается с трилогией Нолана), но и о природе своего «я». Ближе знакомясь с протагонистом, мы узнаём про его эдипов комплекс, а также в новом варианте слышим каноничное «тварь ли я дрожащая или право имею». История воспитания личности смешивается с рассуждениями о коррупции, лжи и насилии как методах сдерживания врождённых пороков общества (или, напротив, – его поощрения).

Щедро сдобренная аллюзиями на современные реалии (намёки на популярные теории заговора, в которых можно угадать небезызвестную QAnon, свободно продающийся на eBay реалистичный костюм Загадочника, ведущие стримы антагонисты) постановка выводит на первый план Бэтмена нашего времени. Уэйн в исполнении харизматичного Паттинсона ещё более человечен, чем Уэйн Бэйла. И более интересен.

Он может позволить быть себе слабым. Его внутренний конфликт, в основе которого, как обычно, лежат детские травмы, развивает конфликт внешний. Герой пытается порвать всякие связи с городской агрессивной средой, с королями преступного мира: Пингвином (неузнаваемый Колин Фаррелл), Кармайном Фальконе (Джон Туртурро) и Загадочником. Но всякий раз терпит локальные поражения в этих попытках.

Противостояние Бэтмена с персонажем Дано – самое важное. Пленённый обсессивной страстью оставлять загадки Эдвард Нэштон в заочном противостоянии с мистером Уэйном выступает наблюдателем, подглядывающим, а Бэтмен – тем, за кем следят.

Однако в ходе этой увлекательной игры-головоломки двое мужчин не раз поменяются местами, на мгновения оставив сцену и другим персонажам: наделённому большой властью, но пользующемуся «грязными приёмами» скорее по необходимости, нежели по желанию Фальконе, с первого взгляда простому, но таящему много тайн и скрытых желаний Пингвину, наставнику и «второму отцу» Брюса Альфреду Пенниуорту (Энди Сёркис), сексуальной, сильной, но глубоко несчастной внутри Женщине-кошке (Зои Кравиц), с которой у Паттинсона получился отличный органичный тандем).

В драматичном, амбивалентном финале истории Ривз демонстрирует одновременно крах прежнего мира и создание нового, нарождающегося, а также недвусмысленно намекает на возможное продолжение истории.

Каким оно будет, сказать сложно. Автор оставляет загадочное многоточие, но, впрочем, и не сулит ничего хорошего. В городе лжецов и завистников, казнокрадов и убийц, насильников и воров невозможно долго сохранять девственную чистоту. Даже если ты Бэтмен.

Грядут тёмные времена. И на сей раз никто не сможет остаться в стороне от происходящего.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here