Изгнание беса по-корейски

Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.
Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?
Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

Одинокую деревню Коксон захватывает серия жестоких убийств. Она сопровождается умопомешательством и гниющей плотью. Тень за совершённые злодейства падает на японского рыбака-отшельника (Дзюн Кунимура). Незнакомец обитает глубоко в горах, ест сырые туши диких зверей, насилует женщин и проклинает туземцев. Домыслы о японце накапливаются и находят своё отражение в снах полицейского Чон-гу (Квак То-вон), распутывающего это грозное, загадочное и хитрое дело.

Философский, непредсказуемый рассказ южнокорейского режиссёра На Хон-джина обращается со странным злом, которое Зигмунд Фрейд называл «зловещим» – нечто, что кажется и жутковатым, и знакомым. Вроде бы всё вокруг светлое, безобидное, безопасное, но всё же ощущается холодок, тревога. В фильме внезапно никто не выскакивает и не кричит (за редким исключением), но и персонажи, и зритель чувствуют приближение нечто страшного.

Вопль

Офицер срывается на японце, когда замечает язвы на теле дочери (Ким Хван-хи). Вдобавок ребёнок начинает странно вести себя: визжать, хамить отцу, биться в истерике и жрать всё подряд. Семья находится в страхе, осознавая собственную беспомощность и бесполезность властей и медицины. То ли дочь тронулась, то ли мир вокруг. Герой организует охоту на японца, словно на ведьму. Да и шаман-бесогон утверждает, что деревню терроризирует не человек, а призрак. И происходящее на самом деле оборачивается спуском в сущий ад.

Атмосфера «Вопля» – причудливого кино о ловле людских душ дьяволом – похожа на волнение, настороженность и панику «Сияния» Стэнли Кубрика. Южнокорейский фильм менее гротескный, хотя и гротеск появляется – правда, чуть позже. Если у Кубрика получился эталонный триллер, то у На Хон-джина – неторопливая мистика. Жители распространяют слухи о проклятом японце, живущем в дремучем лесу, о ядовитых грибах, которые вызывают гнойную инфекцию, о ночных кошмарах, ужасающих видениях и сеансах экзорцизма. Звучат и упреки, что католическая церковь бессильна перед злым духом; женщина вешает себя на дереве; происходит сатанинский ритуал с плясом с кинжалами; кур приносят в жертву; гремит барабанная дробь; появляется чёрная коза с выпущенными наружу кишками. Деревушка – словно дом с привидениями, только вместо привидений постоянно происходят зловещие события. Одни жители от них погибают, а другие сходят с ума.

Вопль

Время недружелюбно к полицейскому Чон-гу. Герой вспыльчив и нетерпелив, особенно в минуту крайней необходимости терпения, и режиссёр, по сути, высмеивает отсутствие выдержки и веры. Фильм, имеющий гору смыслов и чисто азиатский изюм, рождает то самое чувство интеллектуальной и психологической, сознательной и подсознательной неопределённости, о которой толкует Фрейд. «Зловещим» оказывается то явление, которое человек плохо понимает. Окружающий мир превращается для героя в головоломку, которую он не способен решить, и в итоге сердится и звереет, порой убийственно. Впечатлительный герой тем самым поддаётся чувству зловещего, его испытывают и превращают – если не в чудовище, то в параноидального дурачка. Даже зритель попадает в западню. Кому верить? Все зависит от того, кто говорит с Чон-гу: шаман, священник, незнакомец или его дочь. Религия не отличается от народной сказки, в которой встречаются жуткие слухи и где-то рядом ходит существо, подвергающее сомнению наши убеждения.

Фрейд определяет «зловещее» как сверхъестественное, непонятное, уродливое, как то, что живёт скрытно, в тени. Но когда герой и зритель с ним сталкиваются, встреча знаменуется страхом и отвращением. «Зловещее» обладает дуализмом и непостижимостью. В «Вопле» необъяснимым злом выступает приехавший в корейские края японец, которого обвиняют во всех грехах. Офицер-размазня с товарищем вламываются к нему в дом и находят тайную комнатушку, заваленную всяким хламом: в числе прочего фотографиями потерпевших, прогоревшими свечами, колдовскими штучками и личными вещами местных жителей. На бумаге сюжет звучит как путанное нагромождение, и это правда, но в то же время кино волнующее, как кошмар, погружающий в бездну страха и мифологии. Происходящее будто сдавливает зрителя в капкане и тут же манит его в другой.

Вопль

Что интересно – человека одурманивают, чтобы он убил своих близких, а потом покончил с собой. Что это говорит о самом призраке? Кроме поразительной мистики напрашивается и реальная история конфликта Кореи и Японии. В фильме японец представлен настоящим врагом. Старое поколение твердит, что он пьёт кровь и убивает, что люди станут его пленниками. Офицер же показан защитником деревни и семьи. Непоследовательный сюжет воплощает живой национализм и унижения корейского народа. Трусость, мерзость, недоверие и наказание – долгоиграющие темы «Вопля». К слову, Корея в начале двадцатого века была колонией Японии, и инкогнито носит с собой камеру японской марки Minolta, фотографируя жертв. Попахивает суеверной традицией ещё из «Звонка», что фотография крадёт душу человека. Очевидны культурно-исторические сплетения. Кино не без идеологии, которое привлекает или должно привлечь каждого, кто способен не только прочитать название.

Если говорить об изображении эпидемии – это дань уважения зомби-фильмам, которая выглядит гадко. Но когда персонажи в лесу наталкиваются на живого мертвеца, покрытого кровавыми гнойниками, эпизод кажется необязательным и обыгрывается, скорее, как пародия. В остальном лента На Хон-джина потрясает туманной, дождливой природой гористых пейзажей. Вместе с коварным музыкальным сопровождением Чан Ён-гю это делает «Вопль» настолько сильной картиной, что кровь в жилах стынет. Словно ты и вправду живёшь с персонажами и их страхами в тесных лачугах, среди грязи, ветвистых деревьев и обильных ливней.

ОЦЕНКИ
Для глаз
9
Для ума
8
Для сердца
7
Предыдущая статьяТрейлер картины «Планета обезьян: Война»
Следующая статьяТрейлер боевика «Форсаж 8»
Мечтатель, социалист, ленивый пахарь, искатель смыслов и поклонник Хичкока. Любимые фильмы: «Брат» и «Американский психопат».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here