Падать, но вставать

«Тренер» до просмотра вызывал большой скепсис: напрягала и агрессивная рекламная кампания, и очевидное намерение создателей влиться в струю «спортивно-патриотических» картин («Легенда №17», «Движение вверх»), и нарочитая актуальность в связи с близостью чемпионата мира по футболу, и, наконец, практически единоличное управление всеми ключевыми этапами производства со стороны Данилы Козловского. Он здесь и швец, и жнец, и на дуде игрец – и вообще похоже, что зазнался. Могла ли при таком раскладе получиться картина, за которую не стыдно? Как оказалось, могла – и получилась.

Спортивные фильмы «играются» по определённым канонам, и Козловский не просто с ними ознакомился, но грамотно провёл мяч повествования по всем жанровым клише. В первых десяти минутах стремительно и чётко обрисовывается главный герой и зарождается конфликт. Юрий Столешников, известный российский футболист, совершает критическую ошибку на поле, после чего, охваченный гневом, окончательно топит карьеру. Звезду ссылают в провинциальный городок, где он обрастает бородой и валандается в грязи, осваивая чуждый ему американский футбол, пока однажды судьба не даёт второй шанс…

Да, завязка – и многие последующие сюжетные ходы – предсказуемы, но есть разница между «игрой по правилам» и «игрой по шаблону». Понятно, что Столешникову предстоит вывести никому не известную команду на новый уровень, что придётся зубами выгрызать уважение к себе и преодолевать внутренние конфликты. Но в подобных фильмах не столь важно, что происходит, важно – как.

«Тренер» совсем лишён пафоса и духоподъёмных речей. Столешников отнюдь не герой без страха и упрёка, он допускает ошибки, поддаётся эмоциям и многие действия совершает наугад, на ощупь. Персонаж по максимуму приближен к реальности – он мало чем отличается от обычного человека, пытающегося разобраться в новой для него позиции или начать жизнь заново. Играет Козловский естественно, лишний раз себя не рекламирует и, в целом, смотрится органично. Приглашённые на второстепенные роли Владимир Ильин и Андрей Смоляков придают весомости происходящему и поддерживают молодого актёра в ключевых сценах.

Порадовало и желание Козловского-режиссёра общаться со зрителем без слов: многое в фильме не проговаривается, но показывается. Например, диалоги Столешникова с отцом носят обрывочный и отстранённый характер, но именно эта сюжетная линия в конечном итоге становится самой сильной в эмоциональном плане и самой важной для становления главного героя.

Преодоление Столешниковым себя лежит в основе событийного ряда, и это безусловный плюс. Однако, Козловскому-сценаристу не удалось вскрыть всю психологическую подноготную тех или иных поступков, и эволюция центрального образа получилась довольно поверхностная. Неясно, почему в начале истории футболист был заносчив и невыдержан и что в итоге заставило его повзрослеть, где-то наступить на горло собственной песне. Подобная же мотивационная пустота скрывается и за второстепенным персонажем, молодым спортсменом Зуевым, который на поле «чего-то боится». Вопреки ожиданиям, Козловский так и не вскрыл ларчик, не назвал конкретных страхов и первопричин. Зуев к финалу, естественно, расцвёл, но произошло это скорее внезапно и случайно, чем закономерно.

К минусам также можно отнести романтическую линию. Мало того, что она не связана с остальными событиями фильма, не раскрывает героев и никак их не меняет, так ещё и выбранная на роль Ольга Зуева анемична и бесхитростна. Несмотря на то что девушка в реальной жизни состоит в отношениях с Козловским, на экране между ними не пробегает ни одной искры. На втором плане, при этом, прозябает куда более талантливая актриса Ирина Горбачёва, для которой «разыграть любовь» не составило бы труда.

Спорны также многие музыкальные решения режиссёра. Эклектичный набор песен был словно составлен из персональных лайков Козловского, без привязки к контексту, к истории возникновения. Если «Way Down We Go» Kaleo вписывается вполне органично, так как мелодия использовалась в компьютерной игре FIFA 16, то «Последняя поэма» из фильма «Вам и не снилось» совсем не похожа на футбольную кричалку и из уст раскрашенных фанатов звучит, мягко говоря, странно.

«Тренера» сложно назвать идеальным или сколь-нибудь выдающимся фильмом. Однако он реалистичный, лёгкий для восприятия и даже во многом авторский. Козловский грамотно использовал жанровые клише, соединил вымысел и реальные случаи из истории футбола и за два с лишним часа ни разу не вызвал желания закатить глаза к потолку. Для массового российского кино это хоть и не прорыв, но определённо шаг вперёд.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here