«– Ты правда хочешь прыгнуть?
– Нет, полететь!»

Птаха

В декабре психологическая антивоенная драма-притча Алана Паркера «Птаха», поставленная по одноимённому роману Уильяма Уортона, празднует своё 30-летие.

Одна из главных тем, которые поднимаются и в романе, и в фильме, – мужская дружба. Начавшаяся, как и всегда, в детстве, она, что называется, проходит испытание временем, трудностями и становится только прочнее в более позднем возрасте. Другая ключевая тема фильма – бессмысленность войны и протест против неё: война либо полностью меняет человека на психологическом и физическом уровне, либо вовсе уносит огромное количество молодых жизней.

Но есть здесь и тема, по важности, наверное, даже превосходящая предыдущие – личная свобода человека, испытывающая постоянное давление со стороны различных институтов и механизмов: социального, политического, государственного. Маниакальное стремление Птахи стать птицей, обрести свободу и улететь, это ничто иное как аллегория свободного человека, стремление к обретению этой свободы.

Люди находятся в плену системы: плывут по течению дней, занимаются низкоквалифицированным трудом, чтобы содержать свои семьи, платить налоги, счета и тому подобное (отличный пример – отец главного героя). Такова жизнь, таковы её правила. Главный же герой находится в том возрасте, когда верит и стремится построить для себя идеальную жизнь, свободную от оков. Но война полностью меняет его мировоззрение. И его поведение в больнице после войны обусловено тем, что он хочет избежать повторения пройденного.

Мэттью Модайн

Действие фильма разделено на две части: первая – это прошлое, в котором зарождается дружба молодых парней, Эла и Птахи (как правило, показаны светлые моменты их жизни); вторая же часть показывает менее радостные дни (период послевоенного синдрома у обоих друзей в стенах больницы). Эта часть показана в серых, мрачных тонах: настроение тяжёлое, подавляющее. И именно флэшбеки слегка разряжают гнетущую атмосферу.

Сюжет развивается неторопливо, постепенно, давая зрителю лучше погрузиться в то настроение, которое выстраивает режиссёр. Настоящее время здесь служит неким базисом, а прошлое – вспомогательным элементом, дающим понимание сущности той трагедии, которая скоро произойдёт.

В роли Эла, сержанта Альфонсо Коломбато, снялся широко известный по ролям в боевиках («Скала», «Без лица») Николас Кейдж, давно превратившийся в ходячий мем. Но тогда он ещё не брался за все роли подряд и к каждой относился с полной отдачей. По легенде, он даже попросил вырвать себе без наркоза несколько зубов, чтобы не только лучше походить на своего героя, но и, что важнее, ощутить внутреннюю боль. Персонаж Кейджа – открытый, среднестатистический юноша, принимающий мир таким, какой он есть. Он любит шумные компании и общество красивых девушек.

Мэттью Модайн и Николас Кейдж

Птаху же, закрытого, стеснительного, робкого юношу, блестяще сыграл Мэттью Модайн («Цельнометаллическая оболочка», «Замужем за мафией»). Ему удалось передать весь противоречивый внутренний мир своего персонажа, его одержимость, а впоследствии и обречённость. Чего только стоит знаменитая сцена, когда он устремляет взгляд к небу – своей свободе, своей мечте. Отличная работа!

Отдельно следует рассказать о режиссёре, легендарном Алане Паркере. Он не единожды номинировался на престижные награды, а среди его лучших работ – «Полуночный экспресс», «Сердце ангела» и «Стена». Все его фильмы отличаются друг от друга, но тема свободы личности, стремление к ней, всегда прослеживалось из одной картины в другую. «Птаха» – самая настоящая психологическая притча о конфликте личности с противопоставленным ей внешним миром. Излюбленные Паркером темы изоляции, отчуждения, одиночества здесь показаны как с внутренней стороны, на примере Птахи, так и с внешней – на примере попытки пробить Элом все барьеры, лишь бы вылечить друга.

Птаха

Но, прежде всего, «Птаха» – это фильм о дружбе, такой сильной и крепкой, которую не сломят война, несчастья, долгое расставание, даже безумие! Финал картины ясно показывает, на что готовы пойти два человека, чтобы сделать жизнь друг друга лучше, светлее – ради счастья и свободы!

Две пересекающиеся временные линии, общая мистическая атмосфера, гениальная работа режиссёра, правдивые образы, которым веришь и сопереживаешь – всё вместе образует мощную драму. Драму как одной личности, так и целого поколения, искалеченного войной. Паркер не манипулирует чувствами зрителя, но картина, тем не менее, пробирает до души!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here