При помощи музыки можно выразить мысли так, как нельзя словом. Музыка щедро одарила мир гениями, создав вокруг них ореол таинственности и культ всенародного обожания. Подчас испытания медными трубами низвергали певцов и композиторов в пучину забвения, и лишь самые стойкие продолжали свой путь с высоко поднятой головой. Именно такой была французская певица Эдит Пиаф, которую в биографической картине Оливье Даана «Жизнь в розовом цвете» блистательно сыграла Марион Котийяр.

Когда проект жизнеописания великой певицы существовал только на бумаге, продюсеру Алену Голдману («Багровые реки», «99 франков») и постановщику Оливье Данну («Жизнь обетованная», «Принцесса Монако») пришлось выдержать настоящую войну со студийными боссами за право выбора ведущей актрисы. Марион Котийяр – к тому времени уже достаточно опытная («Такси», «Долгая помолвка», «Хороший год»), но всё ещё довольно молодая лицедейка – была неоднозначным выбором на роль Пиаф. Не слишком походившая внешне на маститую соотечественницу, француженка к тому же не соответствовала пожеланиям начальников компании Legende Films, финансировавших фильм. Однако режиссёр, особо отмечавший неуловимое сходство в глазах певицы и актрисы, отстоял своё видение – Котийяр утвердили на ключевую роль.

Подписав контракт с будущей звездой фильмов «Начало» и «Макбет», авторы наняли других важных членов актёрской труппы. Сестрой Пиаф Симоной Берто стала Сильви Тестю («Лабиринты»), композитором Раймоном Ассо – Марк Барбе (сериал «Пересекая черту»), владелецем кабаре «Жернис» Луи Лепле, первым заметившим талант будущей мировой звезды, – Жерар Депардье («Невезучие», «Видок»). На роль возлюбленного главной героини, боксёра Марселя Сердана был приглашён Жан-Пьер Мартен («Моя часть пирога»), а участь сыграть импресарио Луи Беррьера досталась Паскалю Греггори, более всего известного по фильмам «Жанна Д’Арк», «Арсен Люпен» и «Далеко по соседству».

Премьерный показ ленты состоялся на 57-м ежегодном Берлинском международном кинофестивале. Пресса положительно отозвалась о фильме, отмечая важную роль Котийяр в постановке Даана. Мировой прокат принёс детищу Даана $86,3 млн при суммарном бюджете $25 млн. Доля рынка США при этом составила 11,6%. Не самая впечатляющая касса на родине Клинта Иствуда и Стэнли Кубрика, однако, не помешала художественной ленте стать третьим самым прибыльным французским кинопроектом на американской земле, начиная с 1980 года (первые места забронировали за собой «Амели» и «Братство волка»). Примечательно, что посильную помощь в мировом финансовом успехе «Жизни в розовом цвете» оказали франкоговорящие страны – Алжир, Тунис, Монако и Марокко.

Марион Котийяр получила «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль» и удостоилась особой похвалы от критиков. «Нельзя не восхищаться госпожой Котийяр за то, что она сделала для этой роли», – писал рецензент The New York Times А. О. Скотт. С ним были солидарны и другие кинокритики, в один голос превозносившие француженку и предрекавшие ей зрительскую любовь по всему миру. Последующие успехи Котийяр подтвердили эти смелые гипотезы. Тем не менее, несмотря на многочисленные лестные оценки и смелые прогнозы, родившаяся в актёрской семье (мать Марион была профессиональной актрисой, а отец – режиссёром) Котийяр не смогла исполнить песни, звучащие в ленте. Большая часть музыкальных партий была закреплена за профессиональной певицей Жиль Эгро. Особенно это касалось сцен, в которых нельзя было использовать оригинальную фонограмму: дебютные выступления Эдит Пиаф в кабаре и пение на улице. На волне успеха фильма Эгро поставила собственный спектакль «Эдит».

Являясь весьма вольной интерпретацией жизни Пиаф, magnum opus Оливье Даана завораживает своей энергичностью и поистине чарующей игрой Котийяр. Но если последнее – несомненный, неоспоримый успех актрисы, то энергия, бьющая ключом едва ли не из каждого кадра, требует пояснения. Создатели картины не скупятся на сантименты. Созданный ими нелинейный сюжет (эпизоды, где начинающая певица познаёт первые успехи, чередуются с эпизодами из позднего периода жизни Пиаф, которые в свою очередь сменяются кадрами выступления в «Олимпии») плохо воспринимается, особенно для незнакомого с творческим путём певицы человека. Из-за этого непросто проследить развитие заглавного персонажа. Сцены резко отличаются по тональности, а многие моменты из жизни Эдит Пиаф нарочито показаны вычурно.

С другой стороны, Даан и Котийяр многое вкладывают в главную героиню. Её взгляд, загадочная полуулыбка и, конечно, голос говорят о ней больше, чем любая структурная композиция, чем любой второстепенный персонаж. Однако взаимодействие с последними отнюдь не лишено смысла. Страстная любовь звезды к Сердану демонстрирует слабую, ранимую Эдит, а её отношения с сестрой Симоной – стальной характер, закалившийся в череде страшных злоключений. Впрочем, каждому новому герою, выходящему на авансцену фильма, отводится не так много времени. В итоге больше других запоминается харизматичная Сильви Тестю, а другие актёры бесследно исчезают в памяти после просмотра.

Но даже если рассматривать постановку только сквозь призму персоны Эдит Пиаф, у неё обнаружатся недостатки. Авторы хотели показать ведущую героиню экзальтированной особой, способной больше отдавать, чем брать. Но персонаж не раскрывается должным образом. В её громогласном триумфе – вместе со счастливым случаем – «повинен» характер Эдит, её способность делать через «не могу». Любовь в ленте не главенствующая тема. Отношениям с Марселем не уделяется должного внимания, а другой важный мужчина в жизни певицы Ив Монтан и вовсе остаётся за кадром. Тёплые чувства героини к боксёру, равно как и её взаимоотношения с сестрой, не кажутся настоящими. Для них нет предпосылок, они кажутся инородным телом рядом с главной страстью женщины – музыкой.

Архитектоника картины как нельзя лучше показывает самое важное увлечение Пиаф, обнажая её многогранную натуру, наделяя фильм новыми смыслами. То, что не удаётся показать Даану, с лихвой компенсируют песни Эдит – чувственные, пьянящие, глубокие или легкомысленные. Удивительны кадры, запечатлевшие поющую Марион Котийяр. На них актриса не кажется исполнительницей, лишь открывающей рот под фонограмму – на них она действительно поёт, полностью проживая жизнь своих лирических героев. Её жестикуляция и мимика бесподобны, а те манипуляции, которые проделывает французская актриса со своим голосом в разговорных сценах поистине заслуживают уважения. Её успех должны разделить также гримёры, сумевшие добиться сходства артистки с певицей.

Фильм Оливье Даана – это скорее первое свидание незнакомого с творчеством Эдит Пиаф человека, чем достоверный объёмный рассказ о ней. Работа постановщика стала настоящим трамплином для карьеры Котийяр, но немного подарила мировому кинематографу в творческом смысле. Трогательный, но кишащий чувственными банальностями фильм, в котором форма превалирует над содержанием, отпугивает многочисленными флэшбэками и флэшфорвардами. По-настоящему значимые события на страницах биографии сильной женщины-символа современной Франции написаны мелким шрифтом, обрывочно, а многие трагические эпизоды из её жизни вовсе игнорируются (события Второй мировой войны). «Жизнь в розовом цвете» – небезынтересное полотно Даана и безусловный бенефис Марион Котийяр. Тем же, кто хочет ближе познакомиться с личностью Эдит Пиаф, лучше прочитать книгу Симоны Берто под одноимённым заголовком.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here