Тарантулы в голове

Сняв не в меру жестокий и столь же завораживающе мрачный триллер о поисках пропавших девочек «Пленницы», канадский постановщик Дени Вильнёв в том же 2013 году представил на кинофестивале в Торонто экранизацию романа «Двойник» Нобелевского лауреата Жозе Сарамаго. «Враг» получился не менее атмосферной, но совершенно иной по масштабу высказывания картиной.

Главный герой – скромный учитель истории – живёт унылой и монотонной жизнью: читает лекции в полупустой аудитории университета, проверяет домашние задания на кухне своей маленькой квартирки, вечер проводит в постели с девушкой, которая любит убегать сразу после секса. Этот однообразный жизненный круговорот нарушается, когда по совету коллеги герой берёт в видеопрокате кассету с фильмом, в одном из эпизодов которого замечает актёра, похожего на него как две капли воды. Попытка найти своего двойника и разобраться в происходящем и занимает всё оставшееся время фильма.

Талант Вильнёва нагнетать пугающую и удушающую атмосферу был наглядно представлен ещё в «Пленницах». В новом фильме образ города – призрачного и душного Торонто, будто бы покрытого вечным смогом, – занимает не менее важное место, чем изображение мрачного американского захолустья в голливудском дебюте режиссёра. Окружающее героя бездушное пространство мегаполиса, тусклый свет, льющийся поочередно из окон квартиры и от настольной лампы, вселяющий страх саундтрек – всё это вызывает ощущение надвигающейся угрозы, возникающей буквально из пустоты. Вильнёв умело использует все перечисленные приёмы, чтобы создать иллюзию бытового ужаса, страшной чёрной дыры, которая образуется в голове главного героя и вырывает его из привычной повседневности.

Несомненно, чтобы заставить зрителя проникнуться столь камерным материалом, необходимо было участие харизматичных и талантливых артистов. В этом плане решение взять на главную роль Джейка Джилленхола выглядит более чем оправданным. Этот актёр уже давно заявил о себе как о даровитом исполнителе, но по-настоящему выдающихся ролей в карьере у него до сих пор не находилось. Во «Враге» Джилленхол справился с крайне трудной задачей: сыграть двух одинаковых внешне персонажей, но с едва заметными отличительными чертами характера. Поэтому особенное наслаждение вызывают переходы актёра от одного героя к другому: мимика персонажей, их походка, пронзительность взгляда, манера держаться на людях – всё это проработано достаточно тщательно, чтобы в любой момент можно было понять, кто перед тобой – застенчивый учитель, или его более наглый двойник.

На пару с Джилленхолом в фильме выступают и две подающие надежды актрисы – Мелани Лоран и Сара Гадон. И если первая из раза в раз показывает прилежный уровень актёрской игры, то канадка Гадон, начинавшая карьеру у соотечественника Кроненберга, с каждой новой картиной раскрывается все лучше и лучше. Их актёрское трио вкупе с выдающейся визуальной и музыкальной составляющей – то, что не даёт несколько пространной истории о потере человеком контроля над собой скатиться в неприглядный и ничем не примечательный артхаус.

Вердикт: Может возникнуть ощущение, что фильм – не более чем экранизация довольно избитого высказывания «человек сам себе враг», однако, как и с любым замысловатым авторским кино, тут всё не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Для глаз
Для мозга
Для сердца

7

8

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here