Квартира

Рождественское (новогоднее) чудо почти всегда ассоциируется с белобородым стариком, который даёт о себе знать лишь раз в год, с ангелами-хранителями, призраками-наставниками или с англичанами, которые отчаянно пытаются найти любовь в канун рождества. Однако мировой кинематограф имеет в запасе и совсем нестереотипные картины про конец старого и начало нового – такие, как легендарная «Квартира» 1960 года, создателем которой является великий Билли Уайлдер.

«Квартира» – классика американского кинематографа, которая остаётся и останется актуальной на протяжении ещё долгого времени по нескольким причинам. Во-первых, проблема неверности супругов будет существовать столько, сколько существует сам институт брака. А во-вторых, у каждого из нас есть слишком уступчивый знакомый или друг, который не раз ставил себя в неудобное положение из-за своего мягкого характера.

Джек Леммон – признанный гений комедий – играет Бакстера, простого клерка в крупной страховой компании. Зритель не знает его предысторию, этого и не нужно, потому что он всем до боли знаком: человек, стремящийся жить в комфорте, угодить всем и продвинуться по карьерной лестнице. О желании добиться карьерных высот за кратчайший срок нам говорит само рабочее место главного героя – огромный зал с такими же тружениками страхового дела, которые с утра до вечера выполняют монотонную работу счетоводов. Каждый рабочий день Бакстера проходит одинаково, но всё же есть два момента, которых он ждёт больше всего – встречи с симпатичной лифтершей Фрэн (в исполнении Ширли МакЛейн) в начале и конце рабочего дня.

Квартира

Бакстер – один из огромного количества таких же профессионалов своего дела и, казалось бы, у него очень маленький шанс заинтересовать руководство своей персоной. Тем не менее, его холостяцкая квартира рядом с работой оказывается его главным активом и центром всей истории. По словам самого Бакстера, всё началось с того, что он одолжил ключ от квартиры сослуживцу, которому нужно было привести себя в порядок перед банкетом. Тот «роковой случай» сформировал неофициальный клуб, состоящий из нескольких сотрудников компании и в то же время неверных супругов, которым нужно надёжное и удобное место для встреч.

Ключ от квартиры Бакстера переходит от одного к другому, а сам он составляет расписание для членов «клуба». Сначала были просьбы, но потом они превратились в требования и даже шантаж, поэтому Бакстер вынужден соглашаться на данную схему и задерживаться на работе, либо убивать время всеми способами в надежде на то, что в благодарность за все эти неудобства он в итоге получит долгожданное повышение. Слухи о передающемся из рук в руки ключе доходят до начальника Бакстера – мистера Шелдрейка, который просит его отныне давать ключ исключительно ему одному.

Квартира

Лифтерша Фрэн вовсе не отвергает знаки внимания Бакстера, однако он не понимает, почему она всё время пытается избегать встреч с ним и даже не приходит вечером на запланированное свидание. Как оказывается позже, Фрэн – та самая, ради которой начальнику Бакстера нужна злополучная квартира. После раскрытия всех карт история заходит в тупик, и зритель уверен в том, что жанр фильма всё же драматический, однако стоит вспомнить то, что картина – новогодняя, а значит Рождество и Новый год здесь должны сыграть свою роль. Но при этом не ждите появления сказочного существа или мудреца, судьбы героев разрешит их воля и их решительность на глупые и важные поступки.

Канун Рождества открывает глаза Фрэн на её реальное положение любовницы и бросает её на грань безвозвратного желания уйти из жизни, полной разочарований и унижений. В это время Бакстер тоже испытывает одиночество и особо остро чувствует себя заложником положения, однако решает пойти другим путём, ведущим в бар. Вернувшись домой, он видит Фрэн без сознания и возвращает её к жизни. Бакстер заботится о девушке до полного её выздоровления и не отходит от её кровати, пытаясь вывести её из депрессивного состояния. Хочется, чтобы Фрэн и Бакстер были вместе и уже никто и ничего им не мешало. Однако мистер Шелдрейк разводится с женой, которая в конце концов узнает об изменах мужа. Бакстер получает очередное повышение, и Шелдрейк снова просит у него ключ от квартиры.

Квартира

Последние события и чувства к Фрэн говорят за себя, и Бакстер отказывается очередной раз помогать своему боссу, более того, он увольняется и собирается переехать в другое место, чтобы начать новую жизнь без прежних ошибок. Последняя сцена – самая важная в фильме, ведь Фрэн делает то, чего от неё никто не мог ожидать: она убегает от своего призрачного будущего с уже свободным Шелдрейком и бежит к Бакстеру. Не доходя до двери квартиры, она слышит хлопок и вместе со зрителями у неё замирает сердце от мысли об ужасном, но Бакстер открывает дверь с откупоренным шампанским, хлопок от пробки которого так напугал её. Эта гениальная сцена была процитирована в оскароносном фильме «Артист» 2011 года. Начало нового года становится началом их истории, истории без мистера Шелдрейка и наглых сотрудников компании, в которой Бакстер и Фрэн нашли самое большое своё разочарование и самое большое своё счастье.

После знакомства с сюжетом «Квартиры» каждый задаётся вопросом: при чём тут Новый год и Рождество? Эта картина Билли Уайлдера не была выпущена аккурат к зимним праздникам, в Америке она вышла летом, поэтому необходимость связывать фильм с зимой отпадает, тем не менее, главный посыл ленты как раз в том, чтобы перестать связывать начало нового года с чудесными изменениями в жизни, которые начнут происходить сами по себе. Всё исходит от нас самих, а если нам нужен толчок, то стоит его искать в том самом календарном начале, во время которого в воздухе витает магия и приятная тревога от чего-то долгожданного, что должно произойти не без нашей помощи. Совершенствуйте себя и свою жизнь и делайте всё возможное для того, чтобы новогодние обещания стали реальностью. Билли Уайлдер всегда старался учить своего зрителя тому, что найти счастье можно там, где состоялась встреча с трудностями, поэтому решительных поступков и судьбоносных решений вам в новом году!

Предыдущая статьяМа Ма. Рецензия
Следующая статьяВыживший. Рецензия
Финансист-кинокритик или кинокритик-финансист. Верю в путешествия во времени и в то, что кино – самое главное из искусств. Люблю творческий подход и ненавижу халтуру.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here