«Мышиный дом» из года в год потчует нас духоподъёмными историями, в которых герои в обязательном порядке преодолевают все преграды, находят себя и, естественно, обретают нерушимую любовь/преданных друзей/солидный статус (чаще всего – всё в совокупности). Но кому и чем именно в конечном итоге приходится платить за это заветное happily ever after? Что ж, давайте же разбираться! С помощью данного топа вы сможете вспомнить самые душераздирающие моменты и жуткие обстоятельства гибели злодеев (и заодно помянуть невинно убиенных).

Внимание! В топе рассматриваются только полнометражные ленты (знаменитая антология «Фантазия» не вошла из-за отсутствия в ней единой повествовательной линии).

17. Алиса в Стране чудес

Ещё задолго до пришествия Тима Бертона диснеевская «Алиса…» уже напрягала кровожадностью второстепенных персонажей. Разумеется, «Голову с плеч!» помнят все, но помните ли вы съеденных заживо премерзким моржом малышей-устричек из жутковатой истории, рассказанной упоротыми близнецами?

16. Аладдин

Один из самых увлекательных проектов «Мышиного дома» наполнен не только постмодернистским стёбом, но и удручающими моментами – чего стоит одна только прожорливая Пещера чудес, сожравшая нерадивого вора! Но, само собой, тон повествованию задаёт придворный визирь Джафар, стабильно входящий во всевозможные списки лучших анимационных злодеев всех времён и народов. От этого злого гения в обличье монструозного адского джина просто мурашки по коже!

Формально Джафар не был убит в первой картине, однако эту «оплошность» поспешили исправить в сиквеле. Кстати, в продолжении Джафара нокаутировал сайдкик главного героя, попугай Яго, который изначально не был на стороне протагонистов.

15. Рапунцель: Запутанная история

За сочной детализированной картинкой и духоподъёмными песнопениями скрывается, пожалуй, самое контроверсальное противостояние между злодеем и принцессой. Конечно, матушка Готель не самая выдающаяся злодейка в диснеевском пантеоне плохишей, но вся соль в том, что она – приёмная мать главной героини. И хоть она и сволочь порядочная, а всё же какая-никакая, но родительница. Судя по визуализированной сольной партии Рапунцель «When Will My Life Begin», принцесса обладает внушительным арсеналом навыков, а это значит, что Готель как минимум вложила немалый вклад в развитие малышки. Кроме того, в отличие от того же Фролло, матушка хотя бы внешне проявляла нежность к пленённому субъекту (импульс девушки помочь погибающей злодейке вряд ли можно рассматривать как проявление Стокгольмского синдрома). Взаимоотношения этого тандема оставляют очень противоречивый осадок: с одной стороны, женщина действительно заботилась о девочке, но с другой, это ведь именно она похитила Рапунцель из отчего дома и обрекла её на вынужденное заточение в башне.

Кстати, падение Готель весьма хладнокровно организовал сайдкик главной героини – нахальный хамелеон по кличке Паскаль. И хотя злосчастная ведьма ещё до выпадения из окна почти отдала концы из-за иссякшей магии, всё же процесс свободного падения она успела прочувствовать в полной мере. Поражает сам факт, что премиленькое и крайне забавное существо способно на такую подлянку! Ай-ай-ай, негодный Паскаль, неужели это месть за хлёсткий пинок в морду? Примечательно, что до Паскаля второстепенная положительная живность целенаправленно содействовала убийству ведущего антагониста лишь однажды, и это были забавные миниатюрные соратники Мулан, но до них мы ещё доберемся.

14. Принцесса и лягушка

Очарование болотистой местности столицы луизианского вуду и джаза стремительно испаряется во время жутковатой финальной расправы на кладбище. В этой эффектной сцене колоритный антагонист, косящий под Барона Самеди, истерично просит о помиловании у своих вездесущих нанимателей. Но, к несчастью для доктора Фасилье, его «друзья из ада», которыми он перед всеми постоянно бравировал, остаются непреклонны в намерении устроить незадачливому подчинённому красочные экспресс-похороны (даже на солидный памятник не скупились!).

Тиана стала второй принцессой после Мулан, которая лично поспособствовала скорейшему отправлению главгада на тот свет. Обычно вместо принцесс столь муторным делом в добровольно-принудительном порядке занимаются либо их суженые, либо – что ещё чаще – Его величество случай. Правда, юная труженица сделала это не столь хладнокровно, как китайская героиня – Тиа, в общем-то, и не представляла точно, что конкретно случится, если разбить кулон зловещего искусителя. Но всё же в итоге Человек-тень сгинул именно из-за её решительных действий. Не забудем и про трагическую гибель одного из товарищей новоиспечённой принцессы, но тут уж постаралась не она сама, а вышеупомянутый новопреставленный.

13. Покахонтас

Кроме потрясающей композиции «Colors of the Wind» картина запомнилась пугающим столкновением двух цивилизаций, ранением и последующим восхождением героя-любовника на эшафот и, конечно, досадным убийством несостоявшегося жениха главной героини. Сама сцена гибели Кокума от и до наполнена тревогой и ощутимой напряжённостью – а учитывая обстоятельства и прорисовку, она ещё, к тому же, кажется жутко реалистичной. Символично, что в момент своего падения Кокум успевает сорвать ожерелье с шеи Покахонтас, подаренное девушке её отцом в честь предстоящей свадьбы.

12. Атлантида: Затерянный мир

Сиротство, массовая гибель участников экспедиции, издевательство над пожилым человеком (имейте уважение к старшим, особенно если они прожили не одну тысячу лет!), потенциальное уничтожение целой цивилизации, впечатляющий арсенал орудий убийства, досадное предательство, ужасающее превращение главзлодея в ходячее энергетическое оружие и его последующее раздробление на кусочки, – всё это и даже немного больше можно лицезреть в данном непопулярном проекте студии, вышедшем в самом начале нулевых.

11. Лис и пёс

Не секрет, что в литературном первоисточнике оба персонажа умирают нелёгкой смертью, однако детище дядюшки Уолта великодушно подправило биографии гончего пса Коппера и лисёнка-подкидыша Тода. Как ни странно, от этого история не перестала быть ощутимо минорной, потому что мрачных элементов здесь всё равно предостаточно. Вспомним хотя бы обидную смерть мамы Тода (которая в точности повторила судьбу матери Бэмби), одержимость старого охотника убийством лиса, роковой наезд поезда на Чифа, клятву мести Коппера, вынужденное прощание Тода с любимой хозяйкой, членовредительство и, конечно, ужасающую финальную схватку с участием неистового гризли…

10. Бэмби

Разумеется, прежде всего эта лента известна сценой гибели положительного девтерагониста (наверное, по узнаваемости и трагичности она уступает лишь эпизоду гибели Муфасы). И хотя убийство матери Бэмби показано без подробностей, всё равно каждый раз при просмотре этого момента сердце обливается кровью. «Твоя мама больше не придёт», – сообщают потерянному оленёнку, в одночасье ставшему полусиротой.

Кстати, ещё до расправы над мамой Бэмби охотники успели разделаться с истеричной птичкой, опрометчиво вылетевшей из укрытия в опасный момент. Гибель запаниковавшей пернатой также не была визуализирована, однако в данном случае одного-единственного звука выстрела более чем достаточно, чтобы кровь застыла в жилах даже у взрослого зрителя.

9. Мулан

Фраза «Добро поставит зло на колени и зверски убьёт» идеально отображает суть данного проекта. Нет, правда, неужели никого не смущает, что главгада (а до него – всю его армию) весьма расчётливо прикончил сугубо положительный триумвират во главе с номинальной принцессой? Примечательно, что ни до, ни после «Мулан» протагонисты вселенной студии Диснея не учиняли расправу над злом столь играючи и даже с азартом (хамелеон Рапунцель, конечно, тоже отличился, но даже он не праздновал триумф столь явно!). В данном случае оправдать неприкрытое удовольствие от убийства живого человека может только то, что смерть Шань-Ю положила конец кровопролитной войне Китая с гуннами, в ходе которой были сожжены целые поселения (помните ту душераздирающую историю с куклой одной из селянок?), а также был убит свёкор Мулан и один из разведчиков императора.

«Восток – дело тонкое», действительно.

8. Тарзан

За что попал в список? Да хотя бы за тройное убийство в прологе (среди жертв леопарда – недавно появившийся на свет детеныш гориллы) и нелепую, но оттого особенно жуткую гибель антагониста в финале повествования. «Дисней» обычно не показывает тела почивших персонажей (тем более людей), но в этом мультфильме, завершившем эпоху Ренессанса знаменитой студии, можно наблюдать целых три человеческих трупа (естественно, без подробностей). Когда камера задерживается, чтобы мельком показать поверженных родителей Тарзана и силуэт повисшего на лианах Клейтона, по спине пробегает предательский холодок. Разумеется, про душещипательную сцену смерти приёмного отца главного героя тоже не забываем.

7. Русалочка

Безусловно, в этой истории главным средоточием макабрики является небезызвестная госпожа Урсула. Каждое её появление вызывает дикое желание вжаться в кресло, а ещё лучше – спрятаться под спасительным пледиком. Чего стоит одна лишь сцена, в которой она смачно закусывает очень даже живой (!) и трясущейся от ужаса креветкой! Ох, а этот её пугающий перфоманс вокруг котла!

Разумеется, такой жуткой фигуре создатели заботливо уготовили не менее жуткую многоэтапную погибель: сначала её утробу проткнули острым концом корабля, затем в неё ударила молния, и только после всех этих манипуляций горемычная ведьма наконец-таки погрузилась в бурлящую морскую пучину. На всё про всё уделено буквально несколько секунд, но тем не менее эти предсмертные охи-вздохи агонизирующей инфернальной великанши без мурашек по коже не вспомнишь. Впрочем, как и гневный припадок Тритона (вы, верно, помните, с каким остервенением он изничтожал загашник Ариэль).

Кстати, именно Урсула стала первым диснеевским антагонистом эпохи Ренессанса студии (далее эстафету подхватили дядюшка Симбы и визирь султана Джафар). С наступлением данного периода их злодеи обрели незаурядные манипуляторские способности и убедительную мотивацию.

6. Красавица и чудовище

Окромя наличия монструозного принца фильм может похвастаться и другими не менее мрачноватыми персонажами и ситуациями. Вспомним хотя бы двукратное нападение стаи волков, насильное заточение несчастного пожилого мужчины сначала в сырой камере, а затем в передвижной каталажке (папеньке Белль вообще везёт в этом плане), пугающую одержимость толпы (о, потребность в линчевании внезапно возникшей чупакабры так сближает!) и, разумеется, незабвенный поединок под проливным дождём, в ходе которого бравый Гастон в полной мере расплатился за нанесённый удар в спину и убитую в начале картины гуску. И пока в финале сладкая парочка самозабвенно вальсирует под восхищёнными взглядами гостей, первый парень на деревне мирно гниёт под витражами расколдованного замка. C’est magnifique!

5. Белоснежка и семь гномов

Первая полнометражная мультипликационная картина в истории мирового кинематографа – настоящая находка не только для ценителя качественной мультипликации, но и для любителя отборной макабрики (если верить слухам, в «Белоснежку» был влюблен сам Гитлер!). Один только эпизод с видоизменяющимся мрачным лесом до сих пор фраппирует честной народ! Но, конечно, вишенка на торте – именно Злая королева, одержимая желанием заполучить на блюде центральный орган кровообращения невинной падчерицы (эх, чего не сделаешь ради поддержания статуса самой обаятельной и привлекательной!).

Эта изобретательная женщина с буйной фантазией и непомерной гордыней стала первопроходцем во всём: со Злой королевы началась маркетинговая франшиза диснеевских злодеев, а её гибель и вовсе стала своеобразным трендом! Да, именно смерть в результате падения с высоты – самый распространённый вид гибели в картинах студии «Дисней» (вспомним хотя бы Фролло и Гастона).

Ах да, не забудем же и про знаменитую сцену с хрустальным гробом, а также про воспевание неземной красоты почившей девы! Подобные изящные некромотивы проскользнут и в 1959 году, когда выйдет «Спящая красавица» (хотя в случае Авроры авторы обойдутся без явной мортальной атрибутики и пышных поминок).

4. Спящая красавица

Сцена, в которой Аврора впадает в транс под воздействием заклятья, содержит просто запредельную концентрацию отборного саспенса! Помните это горящее потусторонним зелёным пламенем прелестное личико принцессы, которая покорно вышагивает навстречу своей коматозной судьбинушке? А этот пугающий аккомпанемент, сопровождающий каждое появление Малефисенты?

В 1990-х, когда изображение ещё не было отреставрировано, а лицензионный дубляж был роскошью, госпожа Малефисента и её миньоны-бесы, бесчинствовавшие в оточенных средневековых интерьерах, успешно наводили ужас на всё постсоветское поколение миллениалов. О, этот безумный высокий смех Элеонор Одли вы не услышите из прославленных бьюти-индустрией уст Жоли!

Мультипликационная Малефисента была настоящим хтоническим ужасом, летящим на крыльях ночи! Конец этой эффектной злодейки был столь же впечатляющим, как и её первое появление в тронном зале. Даже несмотря на то, что в финале от неё фактически осталось мокрое место, это нисколько не умаляет её величия при жизни.

3. Король лев

Сцену гибели славного Муфасы от лап родного брата до сих пор невозможно смотреть без содрогания. Присовокупив к ней адскую пляску на костях под волнующую «Be prepared» и эпизод смерти главгада, мы получим довольно-таки мрачноватое мультипликационное полотно (хотя это неудивительно, если учесть, что авторы вдохновлялись шекспировским «Гамлетом»). О, согласитесь, что это крайне неприятно, когда тебя съедают живьём твои же соратники… Досадное завершение дня и жизни в общем.

2. Чёрный котёл

Данная лента, снятая по одноимённому роману Ллойда Александера, может не по-детски поднапрячь даже взрослого зрителя! Это не самое известное детище «Мышиного дома» стало самым противоречивым творением так называемого Тёмного века Диснея. «Чёрный котёл» выделяется из общего ряда работ компании не только благодаря осязаемой макабрической атмосфере, но и благодаря ведущему антагонисту, живому скелетообразному существу, повелевающему целой армией жутковатого вида мертвецов.

Но на этом «сюрпризы» не заканчиваются. Ближе к финалу зритель может лицезреть беспрецедентную сцену, в которой доставучий полоумный зверёк по кличке Гурги фактически сознательно сводит счёты с жизнью – разумеется, из благородных побуждений. Однако это не отменяет самого факта суицидального действа, от которого Гурги упорно отговаривали сотоварищи. Согласитесь, что всё вышеперечисленное крайне нетипично не только для старой доброй студии дядюшки Уолта, но и для западной мультиндустрии в целом.

1. Горбун из Нотр-Дама

Во время просмотра «Горбуна…» можно лицезреть: незавершённый инфантицид; геноцид цыган; пытку колесованием; два вида казни (повешение и сожжение на костре); неприкрытую похоть; ночную вылазку на кладбище; коллектор, буквально забитый человеческими останками; кровопролитную оборону готического собора; жутковатые величественные статуи Нотр-Дама, грозно взирающие со своих постаментов.

Отдельного внимания заслуживает ведущий злодей, судья Клод Фролло, а точнее – его деяния и противоречивые отношения с протагонистом. Фролло для Квазимодо является ментором, давшим парню кров, снедь и знания грамоты (а церковная грамота высоко ценилась в Средневековье). Но это лишь одна сторона медали. На самом же деле он – жестокий абьюзер, убивший мать своего подопечного и пытавшийся утопить самого Квазимодо, когда тот был ещё младенцем. Вынужденно взяв мальчика под личную опеку, служитель фемиды принялся методично навязывать ему своё извращённое представление о мироустройстве и унижать его человеческое достоинство. В конце концов, Клод покушается на жизнь Квазимодо второй раз (и на жизнь его негласной дамы сердца). Одной рукой кормит, а другой – раздаёт оглушительные оплеухи. Подобная игра в великодушное милосердие куда страшнее неприкрытого презрения, поэтому такие хитроумные манипуляторы, как Фролло и Матушка Готель, вызывают куда больше эмоций, чем чистопородные злодеи старой закалки. Кстати, именно с подачи судьи происходит восхождение невинной цыганки Эсмеральды на эшафот, а также массовое членовредительство цыган.

Гибель злодея эффектна и символична: жрец правосудия в обнимку с фаллическим символом полетел на свидание с расплавленным свинцом (и тем самым в буквальном смысле пал жертвой собственной похоти).

Несмотря на надругательство над фундаментальным романом Виктора Гюго, фильм смотрится с интересом и даже может стать вашим персональным guilty pleasure – но только в том случае, если вы в состоянии отделить историю Гюго от ленты студии «Дисней», которая, по сути, не является экранизацией романа знаменитого писателя.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here