Инфернальное ординарное

Спустя двенадцать лет после гибели маленькой дочери кукольника Самуэля Муллинса (Энтони ЛаПалья) в дом его семьи въезжают приютские девочки. Их появление пробуждает ото сна злые потусторонние силы, каким-то образом связанные с той давней трагедией.

Фильм поставил Дэвид Ф. Сандберг – режиссёр неплохо принятого критиками хоррора «И гаснет свет…». Приквел «Проклятия Аннабель» стал для шведа лишь второй полноценной работой в большом кино, но постановщик вновь выдал приличный для вчерашнего дебютанта результат. Впрочем, в «Зарождении зла» Сандберг не сильно отклоняется от каноничного для лент подобного толка сюжета: в истории присутствуют и эффектная сентиментальная экспозиция, и неторопливая завязка, знакомящая зрителя со странным и зловещим домом Муллинсов, и поступательное развитие действия, когда практически неосязаемые злые сверхъестественные силы рвутся в мир живых.

Сам сюжет тут играет второстепенную роль. Но даже при таких вводных фабула «Зарождения зла» не кажется слишком увлекательной. Хотя архетипичность принципов устройства ленты – контраст между светом и тенью, неизменные для фильмов ужасов скримеры, чередование длинных и коротких кадров, перманентная апелляция к экзистенциальным страхам – одновременно её плюс и её минус. Для насмотренного зрителя злоупотребление классическими приёмами – не всегда синоним высокого искусства, но незнакомой с «Сиянием» Кубрика, «Оменом» Доннера, «Психо» Хичкока или «Изгоняющим дьявола» Фридкина публике лента Сандберга может показаться нетривиальным творением.

Основное развитие сюжетной линии начинается с того момента, когда монахиня в исполнении актрисы мексиканского происхождения Стефани Сигман (сериал «Нарко») и группа девочек из приюта приезжают на ПМЖ к супружеской паре, чьи счастливые дни остались далеко позади. Появление в кадре хмурого героя ЛаПальи и его больной жены (Миранда Отто, знакомая широкому зрителю по роли племянницы короля Теодена Эовин из трилогии «Властелин колец») становится первым тревожным звонком – что-то явно пойдёт не так. По мере развития событий эти гипотезы, разумеется, подтверждаются. Но авторов картины больше интересует вопрос не «почему», а «как». В центре внимания авторов оказываются не предпосылки появления демонов из иных измерений или рассуждения о природе трансцендентного ужаса, но безапелляционность зла как явления. Впрочем, учитывая жанровую специфику, в этом нет ничего удивительного.

Но если с аудиовизуальной стороной полотна нет особенных проблем, то в развитии персонажей не чувствуется последовательности. В первой половине фильма Муллинс предстаёт перед нами замкнутым в себе, убитым горем родителем, тогда как ближе к эпилогу он внезапно – без видимых на то причин – превращается в сердобольного господина, готового оказать всяческую поддержку малознакомому человеку. Зато стоит похвалить создателей за отсылки к важным жанровым лентам: «Одержимой» (1981) или «Полтергейсту» (1982). Хороша, пусть и неоригинальна, музыка за авторством Бенджамина Уоллфиша («Скрытые фигуры», «Лекарство от здоровья») – одного из композиторов предстоящего продолжения «Бегущего по лезвию». Отлично отыгрывают юные актрисы – Лулу Уилсон и Талита Бейтман, имеющие к своим двадцати шести годам на двоих неплохие послужные списки за спинами.

Упорно и со знанием дела унифицируя все компоненты ленты, в концовке Сандберг всё же скатывается в банальный слэшер. Подобный трюк не нов, но при тех же исходных данных его коллеги по разрастающейся вселенной («Заклятие» и его сиквел, обе части «Проклятия Аннабель», а также ожидаемые в ближайшем будущем триквел «Заклятия» и две картины о других знаковых персонажах этого тёмного мира – Монахине и Горбуне), кажется, сумели добиться большего эффекта. И дело здесь вовсе не в резком переходе от неспешности происходящего основной части к стремительным событиям заключающих историю сцен. Дело в сценарии – текст написал Гари Доберман («Болотный дьявол», «Внутри»), ответственный также за скрипт оригинала, – в котором видны шероховатости. Юмор, вплетённый в повествование, не всегда бьёт в цель, диалогам не хватает искренности, а персонажам – жизни. С другой стороны, в целом фильм получился определённо сильнее своего предшественника. А завершающие «Зарождение зла» эпизоды однозначно порадуют поклонников оригинала.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here