Принцесса Мононоке

Лесная Илиада Миядзаки

«Принцесса Мононоке» – это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем в очередной раз читать об этом фильме. Картина настолько тонкая, многогранная и сложная, при всей своей простоте, что сложно вообразить себе того зрителя, который однозначно скажет: «Нет, это мне совсем не понравилось».

Фильм рассказывает о далёком туманном XV веке в Японии. Полуфантастическом прошлом, которое Хаяо Миядзаки населяет великими духами и демонами, живущими неподалёку от людей. Рассказана история задумчивым, низким и утробным голосом, каким рассказывают только помнящие правду старики. Это самый взрослый, самый жестокий мультфильм Миядзаки, рассчитанный далеко не на детей, приготовившихся к сказке на ночь.

Принц Аситака, защищая свою деревню от неведомого демона, заражается магическим вирусом. После этого ему приходится уехать из деревни на запад, так как медицина людей бессильна перед подобным ранением. Принц отправляется в дальние земли, чтобы узнать, что побудило лесного демона впасть в безумство и напасть на деревню, а также выяснить, если ли лекарство от болезни. Он приезжает в город сталеваров, который выстроила сильная и властная женщина – госпожа Эбоси. Эбоси, чтобы продолжать дело, вырубает древний лес, в котором обитают лесные жители. Идёт настоящая война между людьми и силами природы. На стороне вторых и выступает принцесса Мононоке – принцесса «мстительный дух», воспитанная с детства волками юная девушка Сан.

Принцесса Мононоке

У всех героев свои мотивы. И, что немаловажно, мотивы у каждого – положительные, достойные уважения. Эбоси хочет процветания городу, в котором приютила людей, которым некуда идти – проституток, калек, прокажённых. Сан хочет отстоять свой дом, свою родину. Самураям, которые охотятся за головой Лесного Духа, нужна магическая сила, чтобы император разрозненной страны сумел собрать все земли воедино. Среди этих трёх сторон – Аситака.

Интересно, что никто из трёх сторон конфликта не болен той магической болезнью, которая досталась Аситаке. И именно ему предстоит быть выразителем того страшного разрушения, которое несёт в себе жадность, корысть, жестокость и мстительность. Демонический вирус захватывает его всё больше по мере развития сюжета и усугубления конфликта, но именно Аситака борется с этой агрессией, пытается противостоять злобе и насилию.

Кто-то посчитает этот фильм очередным экологическим высказыванием Миядзаки, но это взгляд только с одной стороны. Всё же фильм в итоге слишком сложен, чтобы говорить о единой главенствующей теме. В большей степени «Принцесса Мононоке» повествует о войне и конфликте интересов, чем о защите природы. Речь идёт скорее о том, как тесно людям и всем, кто живёт с ними рядом, как сложно найти мирные пути решения споров, как сложно переплетаются судьбы.

Принцесса Мононоке

При всей философской составляющей, фильм далеко не однообразен. Он вмещает в себя широкий диапазон эмоций – от простых шуток до загадочных, мистических сцен, от страха до умиления. Хаяо Миядзаки не отводит глаза от насилия, показывая его без избытка, но ярко и пугающе отвратительно. Для него это важно – все последствия конфликтов, в которых погрязли главные герои.

Динамические сцены выполнены особенно прекрасно – детализация зашкаливающая, и в какой-то момент буквально сложно поверить, что это всё нарисовано руками людей. Таинственные пейзажи японских холмов, тёмные и пугающие леса, освещение культуры людей, прорисованные гигантские демоны – всё это выполнено с необычайной тщательностью. Идеальное соотношение боевых и разговорных сцен делает кино похожим на «Илиаду» – размеренное течение повествования затягивает внутрь, утягивает на самое дно. Масштабность переживаний, вопросов и размышлений купирует некоторую камерность первой половины картины. В конце концов, ближе к финалу нас ожидает даже крупная батальная сцена (большая часть которой хоть и останется за кадром, но, поверьте, вас впечатлит то, что вы увидите).

Центральная линия между Аситакой и Сан, где многие привычно ожидают увидеть романтику, оказывается необычайно зрелой. Здесь нет места бесцеремонному сведению героев, «просто чтобы зритель больше сопереживал». По сути, близости между человеком и Сан, принадлежащей лесу, быть не может. Примирение, понимание – возможно, но никак не полное согласие.

Принцесса Мононоке

Уже к середине становится понятно, что перед нами монументальное полотно, рассказывающее сложную и неоднозначную историю. Здесь нет положительных героев и нет отрицательных. Многие отмечали, что образы не слишком сложны, однако стоит заметить, насколько они верно раскрываются и насколько точно вписываются в события. По сути, каждый герой занимает чёткое место в истории, становится исправно работающей шестерёнкой. И, возвращаясь к сравнению с эпической «Илиадой», хочется подчеркнуть – кажущаяся простота и плоскость персонажей искупаются сложнейшей филигранной драматургией.

«Принцесса Мононоке» едва ли не заканчивается трагически. Кульминация так сильна и так беспринципна, что в какой-то момент думаешь: «Но это же Миядзаки! Он же до мозга костей сказочник! Где мой счастливый конец?». Но в этом фильме счастливый конец с натяжкой. Заканчиваются эти сюжетные линии, приходят к концу страсти, конфликт между персонажами исчерпан… Но поднятые вопросы – они-то не решены. И ты вроде бы рад финалу, рад примирению, рад тому, что герои выжили. Но где-то в глубине души ощущаешь – это так, это по закону жанра. И остаётся горькое послевкусие, и размышления не отпускают ни на следующий день, ни через неделю.

10

10

9

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here