Пазманский дьявол

Боксёр с железным нимбом

Начинаешь морщиться, а скулы сводит уже после начальных сцен, потому что кто-то, видимо, уверен, что народец ещё не устал от вечных фильмов о боксе. Есть целая серия «Рокки» со Сталлоне (первый появился аж в 1976-м году), а совсем недавно отыграли «Левша» Антуана Фукуа и «Крид: Наследие Рокки» Райана Куглера. В этот ряд можно добавить прекрасные драмы «Али», «Нокдаун» и, конечно, «Малышку на миллион». Кажется, тема закрыта, а публика насытилась. Нет! Под патронажем Мартина Скорсезе (на его счету легендарный «Бешеный бык») выходит драма Бена Янгера «Пазманский дьявол».

Талантливый, атлетичный Майлз Теллер, который тащит эту киноленту на себе, надевает боксёрские перчатки усатого Винни Пациенца, а далее – подъём, падение и снова подъём. Короче говоря, типичное кино не о боксе, а о боксёре, который попадает в автоаварию и ломает шею. Восстановление тяжёлое, долгое, мучительное. Герою говорят, что он может забыть о большом спорте, но, естественно, Винни не верит им, а верит в себя. О подробностях легко догадаться. «Пазманский дьявол» трафаретен, но красота повествования видится в отсутствии по-голливудски драматического воодушевления.

Аарон Экхарт заслуживает отдельного слова. Образ сурового тренера Кевина Руни воплощён замечательно. Именно Руни сквозь скрежет зубов берётся вернуть к величию измождённого чемпиона-калеку Винни Пациенца. Сценаристы Бен Янгер, Пиппа Бьянко, Анджело Пиццо делают то, о чём всецело забывают многие киноделы – грамотно обрисовывают персонажа. Не показывать глянцевого героя-конфетку, а показать быт простецкого бойца, который дерзит, острит, но не задирает нос, ударяясь в шик и блеск. Зритель проводит немало времени в кругу большой, спорящей, но дружной семьи Винни. Его родня религиозна, горяча и за ужином ест спагетти – итальянцы всё-таки. Анджело (Киран Хайндс) – отец и воспитатель Винни, а Луиза – осторожная, боголюбивая матушка, безмолвно противящаяся избиению сына. Мол, что за спорт этот бокс?

«Пазманский дьявол» – эдакая жанровая губка. Всё на месте. Дежавю, но фильм далеко не примитивен, как «Левша». Мачистский сюжет повторяется, но нет избитых, кровавых, потных рож, зато есть место слезам, да и смысла достаточно. Завязка, в том числе автокатастрофа, до нелепости беглая, будто проскальзывает, хотя и является переломным, мягко говоря, трагическим моментом судьбы главного героя. Его голову буквально приковывают всякими железками – фрагмент, от которого спирает дыхание. Религиозный символизм явен: железный головодержатель называется нимбом, а мать Винни при случае хватается за нательный крест. История Пациенца удивительная и вдохновляющая. При этом с точки зрения драматургии и психологии представляет типичное кино о спорте.

Бодрый финал можно предугадать почти на ощупь, поэтому злиться и ругать его – пустая трата времени. Хотя сам бой на ринге в конце сделан традиционно занятно. Благо, без азбучного пафоса и восторженности. Предсказуемый финал создан классически просто, постановочно, однако, что важно, без нокаута и нокдауна – так называемого оглушительного триумфа главного героя. Начало картины тоже портит впечатление. По правде сказать, ахиллесова пята повествования закопана в недостатке дилеммы. Винни Пациенца, конечно, стоит перед выбором: отказаться от бокса или рискнуть ещё разок, но это сомнение оказывается кокетством. Опытный зритель прекрасно знает, каким будет выбор героя. И невольно задумываешься: всё же за что персонажу нужно пролить кровь?

Пацанская драма малоизвестного Бена Янгера недурно сыграна и обладает трогательной реальной историей и задиристыми, уедливыми разговорами. Красивые девушки искалеченного Винни Пациенца, в которого никто не верит, не задерживаются, а считанные товарищи и семья остаются с ним, как и его преданность спорту, поэтому сюжет до конца остаётся предельно чётким. Резких, головоломных поворотов нет вовсе.

Выдержаны время, место, костюмы и детали. Зритель попадает в эпоху 80-х и ранних 90-х. Эпической зрелищности здесь нет. Монтаж тренировок, который свойственен боксёрским картинам и который режиссёр явно считает необходимостью, представлен уместно и энергично. В результате «Пазманский дьявол» – это формулярная, сентиментальная, едва не документальная драма. Это кино о жизни провинциального боксёра с перебивками на архивные кадры. Кинокритикам, впрочем, как зрителям и зевакам угодить сравнительно легко, поэтому для вечернего просмотра работа Бена Янгера очень хороша.

Вердикт: Бесспорно умелый, доходчивый, народный, содержательный фильм о личностной силе воли и дружбе. Впрочем, ничего свежего, и картина забудется к следующему байопику о боксёре.

7

5

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here