Не дыши

Комнаты страха

Феде Альварез, режиссёр на удивление качественного ремейка «Зловещих мертвецов» трёхлетней давности, возвращается на большой экран с «Не дыши» – ещё одним фильмом ужасов, в котором группа непутёвых подростков во главе с Джейн Леви пытается пережить адскую ночь в доме в глуши. Но поводов упрекать режиссёра во вторичности и самоповторе нет, потому что у Альвареза получился самобытный и потрясающий в своей напряжённости хоррор, подтверждающий, что успех его дебюта не был случайностью.

«Не дыши» рассказывает о троице малолетних жителей Детройта, зарабатывающих себе на жизнь грабежом домов состоятельных граждан. У них на это есть разные причины: Мани (Дэниел Зоватто, «Оно») наслаждается процессом и мечтает накрасть достаточно, чтобы уехать в Калифорнию, Рокки (Джейн Леви, «Пригород») мечтает о лучшей жизни для себя и младшей сестры вдали от безответственной матери, а Алекс (Дилан Миннетт, «Впусти меня. Сага») мечтает о Рокки, поэтому становится соучастником вопреки угрызениям совести. Узнав, что в старом доме на окраине города живёт слепой старик (Стивен Лэнг, «Аватар»), у которого есть сотни тысяч долларов, наша троица решает совершить своё последнее большое дело, чтобы наконец завязать с преступностью и уехать на западное побережье. Но, пробравшись в дом, они видят, что хозяин далеко не так прост и беззащитен, как ожидалось, и ночь превращается для них в ад, из которого живыми выберутся далеко не все.

На протяжении скромного хронометража (88 минут, включая титры) «Не дыши» ловко играет с симпатиями зрителя. Тяжело найти причину болеть за грабителей, врывающихся в дом пожилого слепого ветерана, более вескую, чем «среди них есть Джейн Леви, а она очень симпатичная». Благодаря этому, когда на пути нашей троицы возникают большие препятствия и им приходится серьёзно попотеть, не столько боишься за них, сколько радуешься за хозяина. За что боролись, на то и напоролись, и когда кое-кто начинает страдать, понимаешь, что так ему и надо. Но чем дальше мы проникаем вглубь дома и чем больше становится известно, тем меньше симпатий остаётся к герою Лэнга и тем больше хочется, чтобы наши герои выбрались живыми. И трансформация троицы грабителей из агрессоров в добычу, а слепого хозяина – из жертвы в демона, выполнена очень убедительно и эффектно. Отдельное спасибо создателям за то, что не стали превращать слепого злодея в убийцу из слэшера: хотя у него обострённый слух, он не Сорвиголова – и он промахивается, когда стреляет. И такая относительная реалистичность событий идёт фильму исключительно на пользу: когда видишь, что противостояние происходит между живыми людьми, трудно остаться безразличным.

Не дыши

Под стать персонажам и постановка. Хотя события происходят преимущественно в ограниченном пространстве, Федерико Альварез и его коллектив без всякого труда поддерживают интерес и напряжение, а каждая новая комната несёт в себе как новую информацию, так и новый источник первобытного ужаса. И достигается этот ужас вполне традиционными способами: никакого рваного монтажа и трясущейся камеры, а лишь старая добрая темнота, тишина и звук шагов за кадром. Не подводят при этом и актёрские работы: молодёжь со своими ролями и функциями справляется как надо, вызывая попеременно осуждение, сочувствие и моральную поддержку, а Лэнг в роли молчаливого маньяка великолепен от начала до конца, вызывая дрожь одним лишь присутствием в кадре.

Несомненно, опытные зрители найдут в «Не дыши» много заимствований из других фильмов: тут и завязка из «Людей под лестницей» Уэса Крэйвена, и вторжение в дом человека с ограниченными способностями, как в «Тишине» Майка Флэнагана, и непрерывное блуждание камеры сквозь стены из «Комнаты страха» Дэйвида Финчера, а одна особенно жуткая сцена явно навеяна финалом «Молчания ягнят». Но при этом Альварез не цитирует классику, а лишь использует её как отправную точку, и при просмотре хочется не презрительно ворчать, а одобрительно кивать. Единственное, на что можно по-настоящему пожаловаться – это финальная треть, в которой могло бы быть чуть меньше ложных финалов, и один излишне мерзкий поворот сюжета, место которому скорее в «Американской истории ужасов», чем здесь. Но благодаря настолько качественному исполнению эти шероховатости не портят просмотр и не мешают получать удовольствие от одного из лучших фильмов ужасов этого года, если не последних нескольких лет.

Вердикт: Прекрасный образец своего жанра, доказывающий, что у Феде Альвареза большое будущее. Напряжённо, жёстко и душевно.

9

5

9

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here