Ганнибал

Создавать сиквелы/приквелы к «оскаровским» хитам – дело не всегда удачное, поскольку оригинальный фильм устанавливает высокую планку, и главная задача для людей, работающих над продолжением – сделать его хотя бы не хуже. После грандиозного триумфа «Молчания ягнят» на «Оскарах» писатель Томас Харрис выпустил в свет третий роман о докторе-каннибале под названием «Ганнибал» (1999). В нём он попытался исследовать самые тёмные стороны личности знаменитого людоеда, а заодно и развить линию его взаимоотношений с агентом ФБР Кларис Старлинг. Конечно, съёмки продолжения «Молчания ягнят» были делом весьма рисковым, и в бой отправили Ридли Скотта, недавно снявшего успешного как у критиков, так и зрителей «Гладиатора». И вот, 10 лет спустя, самый знаменитый людоед современного кинематографа, доктор Ганнибал Лектер, вернулся на большие экраны.

По правде говоря, свой новый роман Томас Харрис писал отнюдь не в порыве вдохновения, а под лёгким, но ощутимым нажимом продюсеров Марты и Дино Де Лаурентисов, которые очень хотели, чтобы Харрис продолжил свою историю о докторе Лектере. Писатель не один год работал над книгой в обстановке строжайшей секретности и продюсеры упорно не могли добиться от него малейшей информации о сюжете нового романа. Марта Де Лаурентис вспоминала: «Каждые полгода или около того я или Дино названивали Тому и спрашивали: “Ну как? Когда будет готова книга?” Мы, конечно, знали, что он работает над сиквелом. Но Том держал язык за зубами. Он вообще очень скрытный. Мы следили за всеми его перемещениями, полагая, что за ними могут стоять маршруты беглого Ганнибала. Однажды, например, Том снял квартирку в Париже, и мы гадали: ага, Ганнибал орудует в Париже! Или у Тома творческий застой и он решил поменять обстановку? Мы следили за ним, как агенты ФБР».

Наконец, когда оба продюсера находились на Мальте на съёмках военного боевика «Ю-571», писатель-затворник внезапно позвонил им и сообщил, что роман готов. По совпадению, там же на Мальте как раз заканчивал работу над «Гладиатором» режиссёр Ридли Скотт, и именно к нему обратились Де Лаурентисы с предложением поработать над продолжением «Молчания ягнят». Постановщику часто предлагали сиквелы ещё со времён «Чужого» (1979), но раз за разом он отклонял предложения, объясняя это тем, что его не вдохновляли сценарии. А в этом случае Скотт внезапно согласился: ему очень понравился и сценарий, и сложившаяся команда, в состав которой входили Энтони Хопкинс и Джулианна Мур.

Ганнибал

Предложение сыграть свою самую знаменитую роль ещё раз Энтони Хопкинс встретил с радостью, поскольку всегда был заинтересован в возможном продолжении истории. Он знал, что Харрис работает над новым романом, но Джонатан Демме однозначно отказался снова выступать режиссёром, и актёр перестал надеяться. Конечно, и Хопкинс, и фанаты «Молчания ягнят» очень хотели вновь увидеть Джоди Фостер в роли Кларис Старлинг, но их чаяниям не суждено было сбыться. Так до конца и осталось неясным, что именно не сложилось у актрисы с продюсерами. Фостер утверждала, что отказалась по ряду причин, в том числе творческих, Де Лаурентисы говорили, что её агент заломил неподъёмную сумму, сказав, что Джоди даже не станет читать сценарий, если ей предложат меньше 20 миллионов долларов за фильм и 15% от его кассовых сборов. Подумав, продюсеры пришли к выводу, что замена Фостер – дело вполне решаемое.

Фанаты были горой за кандидатуру Джиллиан Андерсон, но её контракт запрещал играть агента ФБР ещё где-нибудь, кроме «Секретных материалов». Подумывали пригласить Кейт Бланшетт, но кто-то счёл, что она слишком гламурна для роли агента ФБР. В итоге на роль решили утвердить Джулианну Мур, которая не только согласилась играть всего за 3 миллиона, но и отказалась от работы в «Неуязвимом» М. Найта Шьямалана.

«Ганнибал» рассказывает историю охоты на Лектера, которую вели не только агенты ФБР и отстранённая от расследования Кларис Старлинг (Мур), но также давний враг Ганнибала, изуродованный им же миллионер-педофил Мейсон Верджер (неузнаваемый в шикарном гриме Гэри Олдман), и итальянский инспектор Рейнальдо Пацци (Джанкарло Джаннини), движимый жаждой награды. Местом действия выступила Флоренция, поскольку писателя привлекло сочетание её архитектурных красот с кровавой жестокостью множества преступлений, творившихся в городе в давние времена, и это придало повествованию привкус классических джалло Дарио Ардженто.

Ганнибал

Поскольку никакие декорации и спецэффекты не смогли бы стопроцентно воссоздать дух и атмосферу итальянского города, решили снимать вторую половину фильма на натуре. Это оказалось крайне сложным делом, поскольку съёмочной группе приходилось сталкиваться с толпами туристов, уличным движением и прочими нюансами работы в оживлённом историческом месте.

В кадре появились самые знаковые объекты Флоренции: Палаццо Капони (апартаменты Лектера), старейший флорентийский мост Понто Веккьо, резиденция флорентийского правительства Палаццо Веккьо и собор Санта Мария дель Фьоре. Съёмки в Италии завершились ночной панорамой Меркато Нуово (Новый рынок), где находится статуя вепря Порцеллино – согласно легенде, каждый, кто потрёт его пятачок, обязательно вернётся во Флоренцию. Конечно же, образ вепря был продемонстрирован не случайно, поскольку именно эта статуя вдохновила Томаса Харриса на одну из самых жестоких сцен в романе.

Тем не менее, как это часто бывает на съёмках мрачных фильмов, работа над картиной продвигалась в довольно весёлой обстановке, когда между дублями Хопкинс и Джаннини очень часто шутили и покатывались со смеху, отыграв сцены противостояния охотника и жертвы. Для некоторых зрителей также нашёлся повод похихикать – дело в том, что героиню Франчески Нери, сыгравшей жену инспектора Рейнальдо, зовут Аллегра Пацци. В переводе с итальянского её имя звучит как «весёлые психи».

Ганнибал

А вот что касается по-настоящему жестоких сцен, здесь сценаристам Дэйвиду Мэмету и Стивену Зеллиану пришлось существенно отредактировать букву романа, поскольку многие моменты действительно были «чересчур» и на экране смотрелись бы откровенно неадекватно. Так, из сюжета испарилась сестра Верджера Марго, активная лесбиянка, жаждущая заполучить семя брата для своей подруги (!), и убившая его при помощи электрического угря (!!). Также вырезали некоторые убийства Лектера, а смерть инспектора Пацци стала более «эстетичной», поскольку в книге его предсмертные мгновения сопровождались непроизвольной эрекцией (что и говорить, Харрис перегибал с натурализмом как только мог).

Изменился и финал фильма – если кого-то сильно поразила безумная сцена ужина, это были ещё цветочки. В романе Старлинг не только показала Лектеру грудь, будучи сильно опоенной наркотиками, но также сама стала людоедкой, переспала с Ганнибалом и благополучно уехала вместе с ним в жаркие страны. Писателя можно было понять, он явно хотел поставить точку на этой истории, завершив начатую линию о развивающемся романе двух, по сути, изгоев общества и одиноких людей. Но создатели мудро смекнули, насколько нелепо это будет смотреться на экране, и поэтому предложили свою версию событий, более чем удачную.

Конечно, таким почётом у критиков, как «Молчание ягнят», «Ганнибал» не пользовался, а вот зрители принесли в кассу фильма свыше 350 миллионов долларов. И хотя, может, картина и не в силах претендовать на высокие премии, зрелище у Ридли Скотта получилось отменное. Режиссёр очень тактично развил линию отношений Лектера и Старлинг, разумно отклонив первоначальный вариант финала, поскольку те события, что представил зрителю Скотт, выглядят куда сильнее. Картина получилась роскошной, атмосферной и очень красивой хоррор-драмой, раскрывающей как самые мрачные стороны титульного убийцы, так и людей, вступающих с ним в схватку.

Ганнибал

Скотт наполнил фильм множеством выразительных, великолепно срежиссированных сцен (приплюсовываем сюда мастерство оператора Джона Мэтисона и саундтрек от Ханса Циммера), напоминая, что всё-таки центральный мотив этой истории – история любви, и рассказать её он сумел действительно достойно.

Однако поставивший точку в противостоянии Лектера и Старлинг писатель никак не мог оставить в покое своего любимого персонажа и в 2006 году решил заполнить сюжетную лакуну о молодости Ганнибала. Таким почином стал роман «Ганнибал: Восхождение», подробно рассказавший, как же доктор «дошёл до жизни такой», поскольку Томас Харрис очень боялся, что о молодых годах будущего гения психиатрии и тонкого гурмана захочет рассказать кто-то другой. А вот подробности этой книги и причины полного провала её экранизации – это уже совсем другая история.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here