Ариэтти из страны лилипутов

История трудного пути

Концепция мира, населённого маленькими человечками, не нова. На книжных полках можно встретить множество историй, которые раскрывают эту идею с разных углов, начиная с классического произведения Палмера Кокса о Незнайке и его идейных продолжениях от Николая Носова и заканчивая относительно свежим циклом от Люка Бессона «Артур и минипуты». На недостаток экранных воплощений подобных сюжетов также жаловаться не приходится.

В каждом таком произведении есть свой шарм и при должном подходе можно получить хорошую, изобретательную историю, которая не была бы очередной вариацией на тему. Но о том, получилось ли у это у режиссёра «Ариэтти из страны лилипутов» Хиромасы Ёнэбаяси и сценариста Хаяо Миядзаки мы поговорим позже.

Изначально идея к Миядзаки пришла во время прочтения в юном возрасте романа Мэри Нортон «Добывайки», однако долгое время до экранизации истории дело не доходило. Лишь ближе к седьмому десятку Миядзаки всё же написал сценарий, основываясь уже не столько на первоисточнике, который он решил не перечитывать, сколько на своих ностальгических воспоминаниях.

Первое, что обращает на себя внимание при просмотре – атмосфера. Она покоряет с самого первого кадра и остаётся главным фактором, удерживающим зрителя. На ум приходят произведения Рэя Брэдбери, где он предаётся воспоминаниям об ушедшем детстве и красоте природы. И в таком мире в самом деле хочется жить, и таким вниманием к мелочам можно лишь восхищаться.

Ариэтти из страны лилипутов

Когда нам показывают мир добываек, рука тянется к кнопке паузы – так и хочется насладиться потрясающим вниманием создателей к деталям. Каждый чайничек, каждый объект на столе, каждую «картину» (на деле же почтовые марки) можно разглядывать по несколько минут. Такую магию не заменит даже самая качественная и проработанная 3D-анимация.

И тут мы плавно переходим к самой режиссуре. В отдельных сценах челюсть невольно падает на один уровень с полом – например, во время вылазки отца и дочери за кусочком сахара под покровом ночи. В такие моменты хочется встать и похлопать – настолько правильно и напряжённо они выстроены, и каждый кадр срабатывает. К сожалению, чувство восхищения несколько потухает со временем, так как градус изобретательности у сценариста на пару с художником падает. Не критически, но отметить стоит.

Как бы ни хотелось и дальше хвалить «Ариэтти из страны лилипутов», но, увы, проработка мира – единственное, к чему нет существенных претензий. С остальными пунктами дела обстоят куда сложнее. И проблемы со сценарием в целом и мотивацией у некоторых героев в частности – главный из недостатков.

Если безынициативность и пассивность Сё (даже в плане дружбы с Ариэтти) можно объяснить тем, что у него слабое сердце, то вот излишнюю активность номинальной злодейки (служанка) понять трудно. Она хочет поймать добываек и посадить их в банку, потому что… видимо, просто хочет – и всё тут. Нет, конечно, в сюжете есть вялое объяснение, что ей не нравится, когда добывайки воруют всякую мелочёвку, но проявлять такую бессердечность и жестокость просто потому, что у тебя из под носа раз в неделю воруют кусочек сахара и подбирают булавку с пола – форменный идиотизм. Особенно когда хозяйка дома даже не просит об этом.

Ариэтти из страны лилипутов

Проблемы с персонажами на этом не заканчиваются. Хотя нельзя не отметить, что следить за развитием отношений в семье интересно, а их разговоры очень естественные и душевные, всё же с Хомили, матерью Ариэтти, есть одна трудность. Она, как и многие другие матери, умеет лишь постоянно визжать и падать в обмороки. Безусловно, она должна иметь и другие, чуть более полезные в хозяйстве качества, но создатели обошли вниманием этот нюанс, из-за чего каждый раз, когда появляется матушка, хочется закрыть глаза и заткнуть уши – настолько сцены с ней раздражают.

А ещё во второй половине кто-то счёл хорошей идеей ввести ещё одного персонажа – Спиллера, который появляется буквально в трёх с половиной сценах и влияет на происходящее не настолько сильно, чтобы это выглядело оправданным.

Во всей истории хорошо выписаны лишь два героя: Ариэтти и её отец. Несмотря на небольшой рост, Ариэтти оказывается стойкой, храброй девушкой с крепким внутренним стержнем – вся в родителя пошла.

Так что именно персонажи – тот пункт, из-за которого не хочется оценивать мультфильм на высший балл. Разумеется, если вы готовы закрыть глаза на этот недостаток – получите огромное удовольствие. А уж если вы ребёнок, то и подавно, так как все недостатки выше – скорее придирки скучных и занудных взрослых.

Вердикт: «Ариэтти из страны лилипутов» вполне неплоха как цельное законченное произведение, но, как ни иронично, существенно проседает в мелочах.

10

6

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here