Трагичные любовные истории – это своего рода фундамент, на котором по сей день держится искусство со времён «Ромео и Джульетты» Шекспира. Тема любовных страданий неисчерпаема. Каждый человек чувствует по-разному и попадает в самые разные обстоятельства, при которых разрушительная сила чувства накрывает его с головой, будто девятый вал. Мы сопереживаем героям, сочувствуем им, проходим вместе с ними путь, получая в финале вожделенный эффект катарсиса. Любовные драмы никогда не перестанут быть актуальными, потому что люди не перестанут узнавать в них самих себя. Произведению даже не обязательно быть оригинальным, оно всё равно найдёт свою аудиторию.

Сюжетов для историй любви не так уж много. Почти все можно классифицировать по тематике: неразделённая любовь, предательство со стороны второй половины, невозможность быть вместе в силу обстоятельств – будь то сословное неравенство или разница в возрасте. Если вспомнить самые известные любовные романы, мы убедимся, что «скелет» каждого – одна из вышеперечисленных тем.

Писательница Маргерит Дюрас в романе «Любовник», видимо, попыталась угодить всем. Она поместила под одной обложкой универсальную историю, якобы произошедшую с ней в юности. Наверное, именно поэтому экранизация романа от режиссёра Жан-Жака Анно («Имя Розы») вызвала такой ажиотаж среди любвеобильных французов – во Франции картину посмотрели более трёх миллионов зрителей. Однако фильм больше похож не на адаптацию, а на видеоряд к роману, текст которого мастерски читает за кадром актриса Жанна Моро.

Любовник

Действие разворачивается в 30-е годы прошлого века в колониальном Сайгоне. Пятнадцатилетняя француженка (Джейн Марч) встречает зрелого богатого китайца (Тони Люн Ка-фай) на пароме, пересекающем реку Меконг. Она – бедная, но гордая и самоуверенная красавица, стремящаяся повзрослеть слишком рано. Он – неуверенный в себе, ведущий праздную жизнь сын богатого отца, вынужденный подчиняться его воле, чтобы не покинуть зону комфорта. Между ними быстро завязывается бурный роман. С момента их первой встречи в его душной квартире фильм лучше смотреть исключительно из горизонтального положения, потому что постельных сцен в «Любовнике» будет очень много. Подробность и реалистичность, с которой сняты любовные игрища героев, способны смутить даже самых невозмутимых зрителей.

Постель в картине будто обладает центростремительной силой и притягивает к себе любовников. Они подавляющее количество экранного времени либо занимаются любовью, либо ходят голые в радиусе пяти метров от кровати. Можно долго искать в этом глубокий смысл, но его нет. Своего рода такое обилие пикантности в фильме – спекуляция на возбуждении зрителя. Каждый представитель рода человеческого не прочь подсмотреть за другими в щёлочку при условии, что он останется незамеченным. А когда за дверью находятся 32-летний мужчина, чьё хобби – секс с разными женщинами, и 15-летняя девочка, которая только открывает для себя мир интимных отношений, возбуждение и интерес возрастают в геометрической прогрессии.

Чтобы внести в сюжет хоть что-то кроме эротики, Дюрас рассказывает историю взаимоотношений героини и её матери (Фредерика Мейнинже). История её семьи слишком явно перекликается с историей семейства Клири из вечного бестселлера Колин МакКалоу «Поющие в терновнике». Такая же бедная многодетная семья, такая же мать, несущая по жизни боль разрушенных надежд и не замечающая никого из своих детей – кроме старшего сына, вечно попадающего в переделки. Даже между главными героинями произведений есть сходство – обе хотят пробиться через холодность матери любыми путями, обе слишком рано ощущают себя взрослыми и тянутся к мужчине, годящемуся им в отцы. Только героиня романа МакКалоу Мэгги сгорает от любви, а героиня романа Дюрас руководствуется зовом плоти. Лишь в финале в её голове появляются мысли, что роман с китайцем мог быть настоящей любовью.

Любовник

«Любовник» не подкупает ни сюжетом, ни актёрской игрой. И Джейн Марч, и Тони Люн Ка-фай остаются сдержанными в эмоциях на протяжении всей картины. Тебя постоянно преследует ощущение, что чего-то не хватает. Хотя на момент выхода фильма в 1992 году Люн Ка-фай был довольно известным актёром, молодая Марч выглядит на экране интереснее. В их совместных сценах внимание всегда приковано к ней, будто луч прожектора постоянно повёрнут в её сторону. Её внешний вид – мужская шляпа и туфли-кабаре, то, как она держит себя в отношениях с семьёй и с любовником заставляют видеть в ней не пустую нимфетку, а маленькую женщину, которая знает, чего хочет.

Герой Люн Ка-фая говорит, что страдает от любви к главной героине, но его монологи не вызывают ни капли доверия. Актёр будто играет в полсилы. Его губы произносят пылкие речи, но ни одна чёрточка лица не выражает того, о чём он говорит.

У фильма Анно есть и явные достоинства. Одно из них – оригинальный саундтрек, написанный Габриэлем Яредом. Музыка выступает в роли ещё одного сказителя, вызывает те эмоции, которые не удаётся пробудить в зрителе актёрам.

Ещё одно достоинство – операторская работа. Робер Фресс, который позднее работал над фильмами «Семь лет в Тибете» и «Дневник памяти», делает камеру третьим основным персонажем. Она то является безмолвным комментатором, то и вовсе выходит на первый план. В «Любовнике» очень много крупных планов и акцентов на деталях. Работа Фресса создаёт гипнотический эффект, заставляя не отрываться от экрана. Один из начальных эпизодов, в котором герои едут в машине и ладонь китайца скользит по сидению, сначала едва касаясь руки девушки мизинцем, а потом, сплетая её пальцы со своими и начиная бессловесную любовную игру, вызывает больше эмоций, чем все последующие постельные сцены. Неудивительно, что Фресса за «Любовника» номинировали на «Оскар».

Любовник

Во время просмотра постоянно кажется, что всё это ты уже где-то видел или читал. Вспоминаешь Набокова, с лёгкой руки которого имя Лолита стало нарицательным словом, определяющим юных нимфоманок. Припоминаешь «Империю страсти» (1978), тоже напичканную подробными постельными сценами. В том же 1992 году, спустя несколько месяцев после «Любовника», вышел французский фильм «Индокитай» Режиса Варнье со схожей тематикой. Он даже получил «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», оттенив Михалкова с его «Ургой».

Жан-Жак Анно стремился выделить свой фильм среди множества картин подобного типа способом работы с материалом первоисточника, рассказывая историю главной героини то от первого, то от третьего лица. Сделал он это не слишком убедительно, потому как во главе угла становится не способ подачи материала, а обилие постельных сцен. В конечном счёте «Любовник» оказывается в сотый раз адаптированным по-новому сюжетом о Лолите, подходящим для того, чтобы лишь скоротать вечерок.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Такое чувство, что уважаемая Лика фильм смотрела по диагонали, пропуская не только ненавистные постельные «игрища», но и многое другое, в том числе игру актеров. Лично у меня картина вызвала иное впечатление: Повествование захватывает с самого начала и до конца, интима там не больше, чем требует название романа, а игра главных героев полна страсти, которая совсем не обязательно должна выражаться криками и истерикой. Линия матери героини вообще отражена неверно, как будто про другой фильм речь. В общем, , не читайте такие рецензии. Смотрите фильм!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here