Из машины

Никто не способен отрицать наслаждение

Дебютная фантастическая картина британского режиссёра Алекса Гарленда, автора сценариев «Пекла» и «28 дней спустя», а также романа «Пляж», по которому поставили фильм с Леонардо ДиКаприо, доказывает, что у него есть азарт и вкус на антиутопические сюжеты.

«Из машины» – умное и игривое изучение об искусственном интеллекте и его взаимодействии с человеком. Главная героиня, робот Эйва – в чудесном исполнении Алисии Викандер, – соблазнительна и рассудительна. После победы в лотерее к ней (сам того не осознавая) прилетает студент-программист Калеб (Донал Глисон). Его выбирает гениальный ученый Нэйтан (Оскар Айзек), который уже продолжительное время находится в одиночестве в своей изолированной лаборатории в джунглях вдали от цивилизации. По прибытии Калеба Нэйтан раскрывает суть недельной поездки юнца – он хочет, чтобы тот протестировал робота, оценив способность Эйвы стать в ряд с человеком. Другими словами, может ли она в общении с Калебом размыть его понимание, что он беседует с роботом.

Примечательно, что, как и в своих прошлых работах, Алекс Гарленд сохраняет интерес к клаустрофобии человека. Неизведанный песчаный остров, пустующий Лондон с сопоставлением живой-мёртвый… Здесь он удаляется ещё дальше: три персонажа в одном замкнутом пространстве. Нэйтан даже подчёркивает, что в комнате Калеба нет окон.

Образ Глисона – вежливый и иногда неуверенный в себе, но резкий и психически закалённый молодой человек. Его антитеза – хабалистый интеллектуал Нэйтан – суровый, двуликий и самоуверенный агрессор, который измучен одиночеством, поэтому с радостью принимает студента. Их первая встреча утвердительно раскрывает манеру последующих отношений, расставляя роли: кто доминирует, а кто поддаётся/учится. Мощный, невзирая на невысокий рост, бородатый Нэйтан активно боксирует по груше для борьбы с похмельем, качается гантелями, постоянно разгуливает в одной майке, посасывая бутылочку прохладного пива.

Оба мужчины становятся патронами для Эйвы, а она их объектом познания. Эйва, словно балерина, подчёркивает каждое движение ног и мимику лица так, что её прозрачно-механическое тело остаётся незамеченным. Викандер балансирует между природным и искусственным, как и режиссёр иллюстрирует контраст между природой и холодной лабораторией Нэйтана.

Либо зритель моментально примет её за спокойную, почти безэмоциональную девушку, либо до последнего будет видеть в ней робота. Такая же задача предстаёт и перед Калебом. И его, и зрителя Эйве необходимо убедить в обратном. В поисках истины главенствующую роль играют диалоги – интимное общение персонажей, личностные разговоры которых разделяет лишь стеклянная стена. Сама архитектура секретного научного центра является отдельным персонажем, где блуждает восхищённый персонаж Глисона.

Из машины

Финальный акт недвусмысленно демонстрирует победу феминизма над мизогонами. Прелесть всего нарратива заключается не только в понимании целей и мотивации героев, но и в незнании конкретного поворота событий и механизмов достижения задачи, поставленной Нэйтаном. Главным ответом происходящего является привлекательность – может ли Эйва любить и быть любимой.

Совместимым и не менее важным вопросом задаются герои о намеренной даче роботу конкретного пола, привлекательной внешности и кокетливого образа. А ответ для Нэйтана, кажется, очевиден: всё в природе определено, и все мысли и действия обусловлены репродуктивными желаниями. То есть, сексуальная компонента всегда присутствует. Также, по словам учёного, это весело – никто не способен отрицать наслаждение. Здесь и проявляется мрачная сторона эксперимента и зловещий характер антагониста.

К слову, бывает, странно слышать заявления, что картину Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» невозможно обыграть. Ключевая претензия кинофилософии основывается на том, что фильмы могут философствовать. Очевидно, такие картины, как «Из машины», могут быть использованы как примеры для иллюстрации философских тем, где они выступают в качестве расширенного рассуждения. Такое кино также может учить философии, явно представляя философские идеи через размышления персонажей. Ясно одно: бесконечно важная и занимательная работа Гарленда, снятая в неторопливом темпе, достойна лишь внимательного зрителя.

Вердикт: Стильный, элегантный и напряжённый рассказ, полный ассоциаций с предательским сверхразумным компьютером HAL 9000. Это политическое кино о рабстве, любви, зрелище, расизме и проституции. В картине Гарленда очевидна мрачная сатира и нежная привлекательность, что делает её и жуткой, и чарующей одновременно.

9

10

9

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Прежде всего, этот фильм несомненно шедевр от интересного и неординарного писателя и сценариста Алекса Гарленда.
    Он впервые выступил в качестве режиссера,и это удача, достойная фестивальных наград.
    Проблемы создания искусственного интеллекта являются в фильме, на мой взгляд ,своеобразным фоном
    для более актуальных и важных на сегодняшний день проблем.Я бы назвал этот фильм психологически-философской драмой
    с явной библейско — божественной канвой.Тут есть о чем подумать и сторонникам,противникам феминизма и мужского шовинизма.
    Также особо подчеркнута проблема одиночества человека в современном мире.
    Автор помещает двух на первый взгляд близких по духу людей в закрытое пространство и заставляет нас ,словно в реалити, наблюдать
    за их взаимоотношениями в довольно необычной ситуации.Также ,как и в фильме «Пляж»(сценарист Алекс Гарленд),где герой Де Каприо оказался в закрытой от мира лагуне с хиппиобразной колонией молодых людей,искавших идеального,райского места на земле,автор,словно опытный хирург,препарирует,обнажает человеческие души,снова задает вопросы,не давая ответы.Просто требует от нас,зрителей додумать,поэтому так много совершенно непохожих восприятий этого произведения.
    Итак,Нейтан,гениальный ученный кибер-программист, уходит из мира в свой «пляж» — окруженный пейзажем неземной красоты «умный» ,напичканый электроникой дом ,где в этом идеальный по его мнению райском месте ,пытается создать для себя идеальную спуницу жизни.Мы видим результат его модификаций — Киоко — робот служанка и секс партнер,но талантливый ученый неудовлетворен,он пытается создать новую модель, интеллектуально подобной себе.И вот в нашем райском саду появилась Ева,ой извините, Эйва.Она -совершенство.Нейтан в смятении,может ли теперь Он,Создатель, стать Новым Адамом?
    Нет,решает гений ,на эту роль необходимо выбрать другого,и вот в нашей райской обители появляется специально отобранный персонаж:
    Клейб-молодой талантливый программист с высокими моральными принципами,а значит неопасный соперник.
    Ему предстоить протестировать Новую Еву,и доказать Нейтану,что он действительно Бог.Но все пошло не так,как задумал гений-создатель,вложив в электронный мозг эйвы огромную базу поисковой информации,и,видимо недостаточно отфильтровав,туда просочилось
    кроме положительных качеств:любопытство, жажда познаний,коммуникабельность,и много отрицательных:коварство,неблагодарность,предательство,мстительность.И вот тестирующий сразу переходит в роль тестируемого
    а позже легко становится просто ключом для побега из скучного рая в мир людей.
    На наших глазах два человека,люди одинаковой профессии,сходного мировоззрения,в течение недели так и не смогли найти общего языка,не доверяют и даже ненавидят друг друга.А вот две машины за одну секунду скооперировались.Это ли не говорит о многом…
    Тема изощренного женского коварства здесь явно перекликается с нашумевшим провокативным фильмом «Проект Александры»
    австралийского режиссера Рольфа Де Хера.
    Фильм снят на высoком эстетическом уровне,прекрасная игра актеров,хорошая работа оператора ,понравились эффекты с зеркалами,прекрасны пейзажи,музыкальное сопровождение.Понравится любителям нетривиальных сюжетов,умеющим и желающим думать после просмотра.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here