Авторы: Ник де Семлиен, Джеймс Уайт

20. «Секретные копы»

Серия: сезон 7, серия 12
Выход в эфир: 20 февраля 2000 г.

Первоначально Винс Гиллиган предлагал эту концептуальную серию в четвёртом сезоне «Секретных материалов», но «зелёный свет» ей был дан только на седьмом году. Снятый как серия реалити-шоу Fox «Копы», этот час выходит за грани привычного, когда выясняется, что полицейские Лос-Анджелеса расследуют то же дело, что и Малдер и Скалли. Вместо привычного плохиша, убийца, которого они преследуют – подобное дьяволу создание, принимающее форму того, чего жертвы боятся больше всего, что даёт повод полагать, что наши герои на самом деле вышли на след Полиморфа из «Красного карлика».

«Секретные копы» могли получиться показушной катастрофой, но остроумный сценарий Гиллигана и по-хорошему недоигрывающие актёры помогли серии стать классикой. Нам особенно понравилось, что этот формат позволил Малдеру говорить запиканной матершиной, а также его призыв напуганному полицейскому «побыть ковбоем». Добавим к этому закадровое камео Фредди Крюгера, впечатляющие длинные дубли и нарастающее раздражение Скалли от съёмочной группы, преследующей её, и вы получите формальный эксперимент, который удался на все сто.

Секретный факт: В серии появляются реальные члены отряда SWAT, которые выламывают дверь наркоманского притона.

19. «Где-то за морем»

Серия: Сезон 1, серия 13
Выход в эфир: 7 января 1994 г.

Ранняя вариация на тему разделения «Малдер – верующий/Скалли – скептик», в которой Дана охотнее верит самопровозглашённому ясновидящему в камере смертника после того, как он говорит о её недавно усопшем отце. Сценаристы Глен Морган и Джеймс Вонг также проникают под ледяной внешний образ, который Скалли до этого момента использовала как защиту, и это позволяет Джиллиан Андерсон придать героине эмоциональной теплоты по мере того, как мы узнаём, что у неё на душе.

Дон Дэвис и Шейла Ларкен обеспечивают ей отличную поддержку в ролях родителей Скалли – преданного моряка и эмоциональной жены, которая очень хочет верить, что её муж общается с ними с того света. Стоит похвалить и Брэда Дурифа, который наделил Лютера Ли Боггса столь жуткой харизмой, переключаясь между эмоциями, пока заявляет, что сквозь него проходят духи, и ничуть не уступая Духовны и Андерсон.

Серия срабатывает так хорошо благодаря малым штрихам, вроде того, как Малдер называет Скалли «Дана», сочувствуя её потере, и убедительных отношений между вроде бы отстранённым военным и его дочерью из ФБР, которая всё ещё чувствует, что разочаровала его, невзирая на все свои достижения. Это прекрасный первый взгляд на семью Скалли – или, по крайней мере, на её часть – которая в дальнейшем станет гораздо важнее.

Секретный факт: Когда Скалли видит своего отца незадолго до новости о его смерти, актёр Дон Дэвис тихо произносит молитву «Отче наш».

18. «Дуэйн Барри»

Серия: сезон 2, серия 5
Выход в эфир: 14 октября 1994 г.

После череды обособленных серий в начале второго сезона мифология снова вышла на первый план вместе с одним из самых ярких «обрывающихся» финалов. Начиная с сюжета, который растянется на несколько серий – и отразится на всём сериале – мы знакомимся со Стивом Рэйлсбэком в роли безумного на первый взгляд бывшего агента ФБР Дуэйна Барри, отправленного в психиатрическую лечебницу за веру в то, что инопланетяне похитили его и ставили над ним эксперименты. Он – пугающая иллюстрация того, кем может стать Малдер в будущем, и когда «самого заменимого» работника ФБР привлекают в качестве консультанта, когда Барри сбегает из больницы и берёт заложников, он склонен верить безумным заявлениям.

Крис Картер написал сценарий и поставил этот ярчайший пример того, как творческая команда сериала по-настоящему углубляется в сюжеты об инопланетянах. Напряжение переполняет всю серию. Один из лучших моментов – внезапное отключение света на площади, где находится банк, полный заложников – лампы мерцают и гаснут и, что настораживает ещё больше, отключается фонтан. Этот образ прекрасен в своей тревожности, но это лишь одна из причин, по которым серия так хороша. Рэйлсбэк делает Барри персонажем, достойным сочувствия, а ККХ Паундер прекрасна, как всегда, в роли жёсткого агента ФБР, у которой нет времени на теории Малдера – по крайней мере, поначалу…

Секретный факт: Надпись в больнице «Становитесь в очередь тихо» – отсылка к «Пролетая над гнездом кукушки».

17. «Пилот»

Серия: Сезон 1, серия 1
Выход в эфир: 10 сентября 1993 г.

Поздно ночью в орегонском мотеле раздаётся настораживающий стук в дверь. «Кто там?», – спрашивает неопытная агент ФБР Дана Скалли. «Стивен Спилберг», – отвечает ей стучаший, которым оказывается её новый напарник, Фокс «Призрак» Малдер. Отсылка здесь неспроста (кроме визуальных цитат из «Близких контактов третьей степени», серия содержит финальный кадр, скопированный из «Искателей потерянного ковчега»), но также этот момент идеальным образом заключает в себе весь шарм «Секретных материалов»: загадочность и юмор здесь сочетаются в идеальных пропорциях.

Хотя некоторым сериалам требуется время, чтобы нащупать почву под ногами, этот пилот бьёт прямо в цель с первых минут, следуя за Скалли, которой поручают «неопределённый проект вне основной сферы деятельности Бюро» и представляя ряд более необычных элементов сериала – от помешательства Малдера на подсолнечных семечках до Курильщика, который в течение первых пяти минут демонстрирует, что никто не сумеет более грозно опираться на шкаф с документами, чем он. А манера съёмки настолько эффектная и кинематографичная, что вопросы без ответов – не в последнюю очередь, почему двум агентам дают такой огромный бюджет на перелёты по стране, если их отдел считается посмешищем – не кажутся такой уж серьёзной проблемой. И последнее: субтитр в финальной сцене указывает, что события серии по необъяснимым причинам разворачиваются в 1992 году, за год до съёмок. Жуть.

Секретный факт: Первоначально у Скалли должен был быть ухажёр по имени Итан, но обе сцены с ним вырезали.

16. «Война копрофагов»

Серия: сезон 3, серия 12
Выход в эфир: 5 января 1996 г.

Дэрин Морган возвращается, в этот раз сочетая свою любовь к наивной классической фантастике с по-настоящему пугающим сюжетом о тараканах (титульные «копрофаги» – «питающиеся фекалиями»). Играя на том, что Скалли и Малдер проводят так много времени с мобильными телефонами, почти всю серию Морган держит пару на расстоянии друг от друга, пока они обмениваются теориями о смертях, вызванных тараканами, а Малдер продвигает свои убеждения вопреки традиционному скепсису Скалли. Также у Малдера появляется альтернативная помощница в лице фигуристой доктора Бэмби Беренбаум («Её зовут Бэмби?», – дважды спрашивает Скалли, когда Малдер упоминает энтомолога), а город, полный чудаков, вынужден справиться с из ряда вон выходящими обстоятельствами. Но, несмотря на всё веселье, те, кто терпеть не могут ползучих насекомых, найдут, от чего испугаться.

Как и всегда в сериях по сценариям Дэрина Моргана, повторный просмотр вознаграждается скрытыми отсылками и «пасхалками». Обратите внимание, например, когда Малдер есть торт в конце, это выглядит так, будто он ест кал. Также, в одном из самых мета-моментов сериала – и любого другого сериала тоже – таракан ползёт по экрану, пока доктор Иванов (Кен Крамер) и Малдер обсуждают происходящее в лаборатории учёного.

Секретный факт: Скалли читает «Завтрак у Тиффани» – намёк на появление Дэвида Духовны в «Своей игре со знаменитостями», где неверный ответ об этой книге привёл его к проигрышу.

15. «Один вдох»

Серия: сезон 2, серия 8
Выход в эфир: 11 ноября 1994 г.

Сюжет, начавшийся с «Дуэйна Барри», подходит к завершению в этой насыщенной эмоциями серии. Скалли возвращается, но она в коме, и начинается битва за её будущее. В то время как её мать уверена, что Дане нужно дать умереть в покое, Малдер не готов так легко сдаваться. Основополагающий конфликт «духовность против науки» снова выходит на поверхность в сценарии Джеймса Вонга и Глена Моргана, когда обе стороны вступают в спор. Скалли, тем временем, находится в похожем на сон лимбе и пытается решить, примет ли она загробный мир или вернётся к жизни.

Это удачное сочетание драмы и метафизической стороны сериала. «Один вдох» – подтверждение способности сценаристов «Секретных материалов» превратить временную потерю одной из своих звёзд в эмоциональный, напряжённый и достойный элемент общей мифологии. Духовны блистает в сценах, в которых Малдер пылает яростью (и страданием) от мысли о потере своей напарницы, пока все окружающие проповедуют смирение с ситуацией. «Мистер Х» в исполнении Стивена Уильямса здесь также прекрасен, сначала требуя, чтобы Малдер бросил (на его взгляд) глупую затею, которая его погубит, а затем нехотя ему помогая.

Секретный факт: Весь этот сюжет был затеян, чтобы Джиллиан Андерсон могла отдохнуть от работы и родить дочь Пайпер.

14. «Мечты Курильщика»

Серия: сезон 4, серия 7
Выход в эфир: 17 ноября 1996 г.

Приятное путешествие в прошлое одного из самых таинственных персонажей, хотя и не всегда ясно – как обычно – видим ли мы правду, или нет. Всё-таки информацию о «Раковом человеке» в исполнении Уильяма Б. Дэвиса находит хулиган Фрохики из «Одиноких стрелков». Тем не менее, правда этот или нет, получился захватывающий путеводитель по главным американским объектам теорий заговоров из глаз человека, активно в этих заговорах участвовавшего, и всё это показано через фильтр истории «Секретных материалов». Так что мы можем «узнать», что у Курильщика отец был коммунистом, и во время воинской службы его завербовали для участия в тайных кровавых проектах, включая убийства Джона Кеннеди и Мартина Лютера Кинга. А через сценарий Глена Моргана (его регулярный партнёр Джеймс Вонг здесь выступил режиссёром) мы ещё и проникаем под кожу этого человека, который от расстройства пытается наладить карьеру автора детективных романов, но плоды его стараний отбраковывает один издатель за другим ввиду излишней фантастичности. Если бы только они знали…

Это удивительная и смешная чистка таинственной луковицы, в которой есть и пара намёков на другие элементы мифологии «Секретных материалов» (мы ненадолго видим молодого Билла Малдера, а также приятно снова видеть «Глубокую глотку» в исполнении Джерри Хардина, когда он встречается с нашим антигероем на месте крушения инопланетного корабля и размышляет об их ролях в сокрытии заговора).

Секретный факт: Крис Оуэнс, играющий «Ракового человека» в молодости, вернулся в сериал в пятом сезоне в роли Спендера, который (спойлер!) был сыном Курильщика.

13. «Последний отдых Клайда Брукмана»

Серия: сезон 3, серия 4
Выход в эфир: 13 октября 1995 г.

Если Дэрин Морган пишет сценарий, то можно смело ожидать, что он привнесёт в сериал юмора и пафоса, а «Клайд Брукман» оказался одной из его лучших работ. Неприкрыто высмеивая чудаковатых ясновидящих-шарлатанов и культ, который возник вокруг них, он рассказывает историю тихого, одинокого и слегка озлобленного человека, который никогда не стремился к славе и богатству, но, кажется, обладает настоящим даром ясновидения. Когда Малдер и Скалли берутся за расследование странного и, возможно, связанного с оккультизмом убийства, они сталкиваются с медиумами всех мастей, включая заносчивого Яппи (отличная, напоминающая Зигфрида и Роя работа Япа Брокера). Но крадёт всю серию Питер Бойл, который наделяет Клайда ворчливостью и глубоко прочувствованным ощущением тоски и обречённости, через которое иногда пробиваются забота и оптимизм.

Морган не упускает ни одной возможности поиграть с главными героями и устоявшимися представлениями о них, включая негативный настрой Малдера, возможную будущую смерть от аутоэротической асфиксии и путаное, замешанное на пирогах предупреждение о том, как настоящий убийца преследует нашего героя. Стю Чарно также хорош в роли убийцы, известного только как «Марионетка», истребляющего гадалок, пока не находит себе равного в лице Клайда.

Секретный факт: Клайд Брукман назван в честь режиссёра «Генерала» с Бастером Китоном, который имел успешную карьеру в 20-х, 30-х и 40-х, пока не наступил тяжёлый период, и он не покончил с собой в 1955 году.

12. «Дурная кровь»

Серия: сезон 5, серия 12
Выход в эфир: 22 февраля 1998 г.

Винс Гиллиган снова демонстрирует свой чёрно-комедийный талант в серии в стиле «Расёмона», в которой наша команда из ФБР преследует человека, которого он считает настоящим вампиром, а она – просто бестолковым преступником. Явная ошибка ведёт к возможности судебного иска со стороны семьи погибшего, Ронни Стрикланда (Патрик Ренна), из-за чего Малдеру и Скалли нужно сопоставить свои версии событий. Самое интересное – однозначно, то, как воспоминания двух агентов расходятся, что приводит к занятным расхождениям. Особое место занимает полный энтузиазма Люк Уилсон в роли шерифа Лукаса Хартуэлла, которого Скалли вспоминает как симпатичного и сообразительного местечкового служителя закона, а Малдер – как деревенщину с торчащими зубами и плохой стрижкой.

Серия пропитана юмором и даром Гиллигана писать забавные диалоги, включая дискуссию между Малдером и Скалли о том, как тяжело ей будет в тюрьме (её сокамерницей, предположительно, будет «Большая Мардж»). Митч Пиледжи демонстрирует своё фирменное напряжённое недовольство от рассказываемых историй, а также здесь есть одно из лучших оборванных использований мата в истории американского коммерческого телевидения: реакция Малдера на вставные зубы Ронни Стрикланда в конце сцены перед вступительной заставкой обрывается на полуслове, когда начинает звучать музыкальная тема.

Секретный факт: Это первое появление Арлин Пиледжи в сериале. Она начала свою карьеру в «Секретных материалах» в качестве дублёра Джиллиан Андерсон, после чего познакомилась и вышла замуж за Митча Пиледжи.

11. «Мелкий картофель»

Серия: сезон 4, серия 20
Выход в эфир: 20 апреля 1997 г.

Дэрин Морган переквалифицируется из сценариста в актёра, появляясь в этой комической истории об ошибочном опознании и младенцах с хвостами от Винса Гиллигана. Пятеро детей рождаются с малыми рудиментарными отростками в районе поясницы. Местного специалиста по искусственному оплодотворению обвиняют в манипуляциях с яйцеклетками, но выясняется, что есть более странное объяснение – Эдди Ван Блундт («д» не читается) в исполнении Моргана, человека со способностью менять свою внешность. Благодаря странной генетической причуде, он может выглядеть, как любой человек, с которым вступает в контакт, и этот трюк он регулярно использует, чтобы спать с местными женщинами в разных обличиях – от их мужей до, эээ, Люка Скайуокера? К несчастью для него, он также передаёт хвост своему неудачливому потомству.

Это трудный материал – всё-таки, разве Эдди не выходит насильником? – но Гиллигану удаётся найти правильный баланс. Высшую оценку по части актёрской игры получает Дэвид Духовны, идеально входящий в образ Эдди-Малдера, который пытается соблазнить Скалли. Это не только играет на ожиданиях фанатов, которые жаждали романтических отношений между центральной парой, но и доказывает, что оба актёра отлично справляются с комедией. Хотя это мы и так знали…

Секретный факт: Первоначально Гиллиган планировал сделать генетический дефект в виде крыльев, опасаясь, что хвосты будут смотреться недостаточно умилительно. Но хвосты было проще изобразить с помощью компьютерной графики.

10. «Треугольник»

Серия: сезон 6, серия 3
Выход в эфир: 22 ноября 1998 г.

Эта серия, вышедшая вскоре после полнометражного фильма, даёт понять, что Крис Картер решил снова повеселиться со своим творением. Поэтому он вводит Малдера в странное, подобное сну состояние, чтобы внести разнообразие в события и воплотить в жизнь фантазию. Узнав, что «Королева Анна», роскошный британский лайнер, пропавший при загадочных обстоятельствах во время Второй мировой войны, найден, Малдер немедленно отправляется на судно посреди пресловутого Бермудского треугольника. Но он терпит кораблекрушение и впадает в кому, которая порождает иллюзию, что корабль кишит нацистами и утомлёнными войной британскими моряками, которые держат оборону. «Раковый человек», Скалли и другие появляются в виде самих себя из предыдущей жизни, а мы видим по-настоящему дивные кадры.

Картер – сценарист и режиссёр – использует разделённый экран, чтобы показывать действие в настоящем и прошлом, пока нити времени пересекаются и вновь расходятся с таким визуальным апломбом, что иногда возникает соблазн перемотать и пересмотреть некоторые сцены, просто чтобы оценить их. Невооружённым глазом видно, сколько стараний было вложено в эту серию, которая вышла признанием в любви тем, кто поклоняется сериалу.

Секретный факт: Строка в титрах «Die Wahrheit Ist Irgendwo Da Drauben» переводится как «Истина где-то рядом». Отлично.

9. «Гонка»

Серия: сезон 6, серия 2
Выход в эфир: 15 ноября 1998 г.

Напряжённая дань уважения Винса Гиллигана «Скорости» (включающая мета-момент, в котором Малдер язвит: «Если перестанешь двигаться, то умрёшь? Кажется, я смотрел этот фильм») более примечательна тем, к чему она привела, чем сама по себе. Нуждаясь в том, кто не будет казаться отталкивающим, играя бешеного и насильственного антисемита, который заявляет, что его мозг взорвётся, если он будет двигаться медленнее определённой скорости, Гиллиган взял на роль Брайана Крэнстона, который на тот момент ещё не снялся в «Малкольме в центре внимания». Тонкая и мощная работа актёра достаточно сильно впечатлила его, чтобы он помнил о Крэнстоне, когда получил шанс создать собственный сериал. И так, дамы и господа, появились «Спасатели Малибу». Постойте-ка… Нет: «Во все тяжкие». Так появился «Во все тяжкие».

Духовны и Крэнстон образуют идеальную «странную пару», чьи философские расхождения к середине серии улетучиваются. Также «Гонка» максимально полезно использует переезд сериала в Калифорнию – хотя интерьеры остаются тёмными и настораживающими, пустынные локации позволяют показать впечатляющие сцены действия, в центре которых всё ещё находятся персонажи. А работа звукорежиссёра здесь ничуть не менее эффектна: высокотональный звон, сопровождающий нарастание боли Крампа или всякого, кто сталкивается с пожирающим мозг заболеванием, любого заставит потянуться к кнопке отключения звука.

Секретный факт: Винс Гиллиган любят вставлять отсылки к своей девушке Холли Райс. Здесь в её честь названа заправка.

8. «Лёд»

Серия: сезон 1, серия 8
Выход в эфир: 5 ноября 1993 г.

Это эффектная и напряжённая вариация на тему нескольких фильмов, исследующих паранойю, главные из которых – «Нечто из иного мира» 1951 года и ремейк «Нечто» Джона Карпентера 1982 года. Агенты отправляются в Арктику, чтобы узнать, что произошло с группой исследователей, которые, предположительно, сошли с ума и убили друг друга.

Вместе с «Узким», это однозначно один из самых ярких моментов первого сезона. Это потрясающая в своей клаустрофобности история, в которой причиной проблем оказывается странный древний микроорганизм, который после извлечения из ледников заражает живые организмы и усиливает у носителя чувства гнева и паранойи. Пока инфекция передаётся от одного человека к другому, никто не знает наверняка, кому можно доверять.

Структура повествования и дизайн декораций, подчёркивающие тесноту помещений, только усиливают напряжение. Проникая вглубь нашей боязни быть взаперти или в изоляции (даже в составе группы), Дэвид Наттер, режиссёр «Льда» – ещё одной сценарной работы Глена Моргана и Джеймса Вонга, – добивается наилучших результатов от Духовны и Андерсон, а также от актёров в гостевых ролях, среди которых Ксандер Беркли и Фелисити Хаффман. Ах да, и посреди всей драмы Малдер всё ещё не упускает возможность блеснуть своим фирменным юмором с каменным лицом, пока герои готовятся к осмотру: «Пока никто не начал делать выводы, позвольте напомнить, что мы всё-таки в Арктике…».

Секретный факт: Хотя тесные помещения повышали напряжение, причиной их использования стали бюджетные ограничения после нескольких дорогих серий.

7. «Скрепка»

Серия: сезон 3, серия 2
Выход в эфир: 29 сентября 1995 г.

Вместе с «Благословенным путём», эта серия завершила сюжет финала второго сезона. Происходящее из времён, когда мифология сериала ещё не была такой запутанной смесью идей, это насыщенное и захватывающее погружение в одну из главных теорий заговора, которую исследовал сериал.

Малдер и Скалли вновь спасаются бегством, но при этом узнают подробности плана хитрого синдиката и глобального заговора молчания, который, похоже, связывает воедино инцидент в Розуэлле, программу «Операция “Скрепка”», по которой нацистские учёные были привезены в Америку, чтобы помочь стране победить в космической гонке, и истории семьи Малдера. Кроме того, Скиннер вызывает подозрения, но в итоге оказывается героем и крутым дядькой, когда даёт отпор Курильщику и находит хитроумный способ спасти от пропажи данные на таинственном диске и обеспечить безопасность нашим героям.

Автор сериала Крис Картер также заставляет нас особенно сочувствовать Скалли, убив её сестру и подвергнув её саму опасности. Также он радует превосходной и кинематографичной (благодаря режиссуре Роба Боумана) сценой, в которой агенты обнаруживают заброшенную шахту, полную тысяч – возможно, миллионов – папок с данными, и великолепным кадром пролетающего инопланетного корабля.

Секретный факт: В досье на Малдера указан его день рождения – 10/13/61. Возможно, вас не удивит то, что это день и месяц рождения Криса Картера – 10 октября (отсюда и название его производственной компании – 1013).

6. «Пайпер Мару»

Серия: сезон 3, серия 15
Выход в эфир: 9 февраля 1996 г.

Крис Картер и Фрэнк Спотнитц дополняют мифологию в этой захватывающей серии, которая вводит в сюжет ключевой элемент – странное инопланетное чёрное масло. Эта жидкость превратится в одну из лучших частей сериала – ужасающую субстанцию, которая может переходить от человека к человеку и управлять поведением своих носителей. Сцена-тизер, показывающая, как масло заражает экипаж французского спасательного судна – мастер-класс по созданию напряжения. Также это хороший пример того, как велики масштабы этого заговора, и явный признак сериала, который не стесняется элементов с инопланетянами.

Но хотя на первом плане находятся экшен- и приключенческие элементы, в этой серии есть и эмоциональный стержень, что делает её такой интересной – Скалли наконец получает возможность скорбеть по своей сестре, а Малдер – узнать, убил ли зловредный и двуличный Алекс Крайчек (как всегда отличный Николас Ли) его отца. Хотя иногда сериал перегибал со смертностью кланов Малдера и Скалли, здесь горе используется как иллюстрация того, чем рискуют наши герои.

Динамичная и сбалансированная, «Пайпер Мару» – это мрачная, затягивающая серия, ошеломительно готовящая зрителя к завершению сюжета в «Апокрифе».

Секретный факт: Серия названа в честь дочери Джиллиан Андерсон, родившейся во время съёмок второго сезона.

5. «Постмодернистский Прометей»

Серия: сезон 5, серия 5
Выход в эфир: 30 ноября 1997 г.

Как и в «Треугольнике», здесь Крис Картер снова выступает гордым отцом, который решает поиграть со своим ребёнком. Он играет со стилем и формой, превращая всю серию в дань уважения фильмам о монстрах от Universal в общем и «Франкенштейну» (1931) Джеймса Уэйла в частности. Но это не всё, и Картер добавляет сюда свою любовь к комиксам и даже умудряется втиснуть дисфункциональное ток-шоу Джерри Спрингера благодаря появлению самого ведущего.

Сюжет – это сплошная местечковая паранойя, совмещённая с размышлениями о том, как человечество боится генной инженерии, выходящей из-под контроля. Привлечённые в малый городок в Индиане письмом от взволнованной женщины, которая, кажется, забеременела – дважды – от странного создания, Малдер и Скалли находят результат, который фанатеет от Шер.

Желающие свести М. и С. вместе, нашли здесь отраду – в первую очередь в хэппи-энде, когда пара танцует под Walking In Memphis. К сожалению, это не сама Шер – хотя певица хотела появиться, ей показалось, что камео будет безвкусицей. Об этом решении она с тех пор пожалела. И она не единственная фанатка, которая упустила свой шанс: Розанну Барр предлагали роль беременной Шайне Берковитц, но она отказалась.

Секретный факт: Жену учёного зовут Элизабет – отсылка ко второй половине доктора Франкенштейна.

4. «Die Hand Die Verletzt»

Серия: сезон 2, серия 14
Выход в эфир: 27 января 1995 г.

Малдеру и Скалли часто не удаётся задержать преследуемых, что не очень удивительно, учитывая, как сложно надеть наручники на слизистых монстров из других измерений. В этой серии их противник – демон со змеиными глазами (или, возможно, сам Сатана?), имитирующий школьного учителя на замену (Сюзан Бломмерт) – ускользает от них в третьем акте, но это лишь усиливает атмосферу полного ужаса, которая пронизывает «Die Hand Die Verletzt». Федеральные агенты приезжают в городок Милфорд Хейвен, штат Нью-Хемпшир, где находится сообщество, поверженное страхом после нахождения в лесу подростка с вырванными сердцем и глазами. Выясняется, что учителя в местной школе увлеклись чёрной магией, но настоящий злодей – это нечто более коварное, создание настолько могущественное, что он/она может натравить на врага удава, заставить юную девушку вскрыть себе вены, а жаб – падать с небес.

Серия очень мрачная и жуткая, и облегчают её только периодические игривые моменты (вроде дразнящего сообщения на школьной доске, которое получают Малдер и Скалли после того, как мисси Пэддок сбежала) и присутствие Дэна Батлера, известного как Бульдог из «Фрейзера».

Секретный факт: Батлер был настолько напуган во время съёмок сцены со змеей, что ему не был нужен фальшивый пот.

3. «Дом»

Серия: сезон 4, серия 2
Выход в эфир: 11 октября 1996 г.

Жужжащие мухи. Кровавые ножницы. Отсечённая свиная голова. Мёртвый младенец. Это лишь некоторые прелести, наверное, самой жестокой серии за всю историю «Секретных материалов». В истории семьи Пикок, пенсильванского клана мутантов-убийц и любителей инцеста, есть немного «Предместья», немного «Синего бархата», немного «У холмов есть глаза» и очень много ужасов, от которых у вас будут кошмары – серия вышла настолько мерзкой, что после выхода в эфир канал Fox запретил показывать её повторно. В наши дни, правда, «Дом» заслуженно обрёл статус классики – от кошмарной сцены перед титрами (в которой братья Пикок занимаются страшным садоводством) до динамичного финала, в котором Малдер и Скалли пробираются через полный ловушек особняк и раскрывают шокирующую тайну, которую Пикоки хранят под кроватью.

Троица монстров врезается в память не только из-за яркой внешности («Каннибал Оззи Осборн», «Лысая жертва пожара» и «Мегалоб» соответственно), но и благодаря своей на удивление настораживающей любовью к классическим американским мощным автомобилям и музыке Джонни Мэтиса. Возможно, самое страшное в братьях Пикок, обособленных и преданных друг другу, – то, что они воплощают собой Американскую мечту?

Секретный факт: Сюжет серии был навеян отрывком из автобиографии Чарли Чаплина.

2. «731»

Серия: сезон 3, серия 10
Выход в эфир: 1 декабря 1995 г.

Возможно, наилучшая из многочисленных «мифологических» серий, «731» – это высокооктановая смесь экшена и интриги, которая по части съёмок и динамики не уступает голливудским блокбастерам (режиссёр Роб Боуман впоследствии был выбран Крисом Картером для постановки первого полнометражного фильма по «Секретным материалам»). В ней Малдер и Скалли действуют по отдельности: первый оказывается взаперти на поезде с секретным грузом, вторая исследует крохотный компьютерный чип, который был найден у неё в шее.

Здесь есть уйма легендарных кадров (братская могила гибридных гуманоидов; смерть японского учёного Сиро Замы в присутствии ничего не подозревающего Малдера; обнаружение нечеловеческого содержимого вагона в виде отражения в глазу), но главное достоинство серии – это трансформация Малдера в экшен-героя, когда он прыгает на крышу тормозного вагона, борется с убийцей, вооружённым удавкой и в целом ведёт себя, как Джеймс Бонд. Хотя в кульминации его всё ещё вынужден спасать X (Стивен Уильямс). Но Скалли он об этом не сказал.

Секретный факт: Для подрыва поезда потребовалось 45 галлонов (205 л) бензина.

1. «Узкий»

Серия: сезон 1, серия 3
Выход в эфир: 24 сентябрь 1993 г.

Не у каждого сериала так рано появляются настолько показательные серии, но мы с радостью признаём «Узкого» лучшим из всех «Секретных материалов». История, написанная Гленом Морганом и Джеймсом Вонгом и эффектно поставленная Гарри Лонгстритом, показала, что сериал будет не только фантастической драмой, вращающейся вокруг НЛО: она показала настоящую способность пугать. Когда к Скалли обращается её бывший коллега (Агент Том Колтон в исполнении Донала Лоуга) для расследования невозможного на первый взгляд убийства, дуэт видит, что виновник – живая аномалия.

Даг Хатчисон делает Юджина Виктора Тумса абсолютным кошмаром, растягивающимся охотником, который питается человеческими органами и ложится в спячку на 30 лет между сериями убийств. Тумс – монстр-икона, с которого громко началась череда серий в стиле «монстр недели». Даже если смотреть серию сейчас, нетрудно проникнуться боязнью этого современного чудовища. Также в этой серии впервые укрепляются партнёрские отношения между Малдером и Скалли, а жизнь Скалли находится под настоящей угрозой. Ставки растут, а сериал в целом по-настоящему набирает обороты. Главное – старайтесь не думать о том таинственном звуке, который вы услышали…

Секретный факт: В благодарность за свою роль Даг Хатчисон отправил Крису Картеру телячью печень. Как мило!

Читайте также:
Интервью с создателем сериала Крисом Картером
Интервью с Дэвидом Духовны и Джиллиан Андерсон
Интервью с постоянными участниками
Интервью с актёрами, игравшими монстров
Интервью с композитором Марком Сноу
Интервью с создателями титров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here