«Подсолнухи» – один из тех случаев, когда со спокойной душой можно настраиваться на хорошее кино, лишь взглянув на громкие имена. Софи Лорен и Марчелло Мастроянни, которых вновь снимает Витторио Де Сика, и вновь под знамёнами Карло Понти. Эти люди нас приучили, что вместе просто так не собираются: «Вчера, сегодня, завтра» и «Брак по-итальянски» навсегда останутся классикой мирового кинематографа. Тем неожиданней при этом смотреть «Подсолнухи», где и без того блестящее мастерство выходит на новый уровень, как будто достигая своего апогея.

Это выдающаяся картина, оказавшаяся, к несчастью, весьма недооцененной. К ней невозможно подготовиться, нужно просто включать и смотреть. Начинаясь в духе лёгкой итальянской комедии, лента производит впечатление, будто бы это всё ещё не закончившийся «Вчера, сегодня, завтра». Как если бы там была четвёртая новелла. Герои влюблены друг в друга, их страсть и пылкость выливаются в бесконечную любовь. Но этим отношениям приходится столкнуться с долгой разлукой: Антонио (Марчелло Мастроянни) призывают на войну. Попытки, что называется, «откосить», тщетны и, как выяснилось, губительны – его отправляют на восточный фронт. Джованна (Софи Лорен) верна, она ждёт и верит, что её супруг вернётся к ней. Но война заканчивается, идёт время, а от Антонио ни весточки.

Проходит несколько лет, и Джованна решается на смелый и в некотором смысле безумный поступок – она отправляется в пугающий Советский Союз искать Антонио. Что у неё есть? Скромный саквояж и фотография мужа. Но куда важнее то, что у неё есть надежда.

Среди безусловных художественных достоинств ленты невозможно не выделить пугающую реалистичность, с которой показан Советский Союз. Сложно даже при большом желании вспомнить хотя бы несколько аналогичных работ, где бы столь достоверно и, что немаловажно, просто, не нарочито были показаны условия жизни в нашей стране в то время. Ничего общего даже не только с голливудскими фильмами, рисующими нас самих (и страну в том числе) известным образом, но даже с отечественными картинами последних лет, которые явно тяготеют к изображению России исключительно с богемно-гламурной точки зрения.

Связано это с тем, что события «Подсолнухов» не ограничиваются красивейшими землями Апеннинского полуострова. Лента дарит уникальную возможность посмотреть на Лорен в антураже улочек Советских городов и деревень. Взглянуть на Марчелино (как дружески называл его Федерико Феллини) у окна скромной хрущёвки или разъезжающего на УАЗике. Драгоценным украшением ко всему станет отечественная актриса Людмила Савельева, поразившая режиссёра в экранизации «Войны и мира».

На съёмках

К слову о режиссёре: несмотря на все скандалы, вызванные Советской стороной во время премьеры фильма, Витторио Де Сика, тем не менее, утверждал, что к нашей стране относится с большой симпатией и был рад работать над фильмом. Также он добавил, что «Подсолнухи» – фильм о человеческих чувствах, которые одинаковы вне зависимости от страны и национальности.

Картина – отклик оправившейся от поражения Италии на войну, унёсшую множество жизней. Отклик ни в коем случае не государственный, не политический, не расчётливый. Отклик чувственный, человеческий, бесконечно трагичный и обречённый. И если поэты пишут, что для любви преград не существует, то данный случай – хороший повод убедиться, насколько поэтика наивна. «Подсолнухи» покоряют, если человек не разучился чувствовать. «Подсолнухи» сокрушают, если человек чувствует слишком остро. «Подсолнухи» – фильм о нас, о них. Эта лента, пришедшая из-за рубежа, со стороны когда-то царившего фашизма, такая близкая русскому зрителю, такая пронзительная. Она наглядно показывает, что (ведь и правда) нет никаких национальных предрассудков. Есть только любовь, только чувства.

Лейтмотивом произведения становятся подсолнухи. При некоторых обстоятельствах это способно ввести в заблуждение. Подсолнух в данном случае – символ того, что чувства объединяют обе стороны конфликта. Бесконечные поля подсолнухов, показанные в фильме (наравне с колоссальным кладбищем), – символ того, что в войне нет победителя, нет проигравшего. Есть только люди.

В 1954 году Витторио Де Сика встретил юную Софи Лорен и понял, что она словно создана для его фильмов. Чутье не подвело режиссёра – именно с участием актрисы будут сняты самые знаменитые фильмы Де Сики. А супруг Лорен Карло Понти (в те года самый крупный продюсер Италии), с которым у Витторио был заключён контракт, щедро спонсировал фильмы мастера. Контракт продлевался по обоюдному согласию каждые пять лет. Так проходило одно из самых тесных и плодотворных кинематографических сотрудничеств.

За роль в «Чочара» Софи получила премию «Оскар». Тем удивительней смотрится то, что «Подсолнухи» не были отмечены ничем (разве что номинацией на лучший оригинальный саундтрек, который и правда был шикарен), а ведь это, без преувеличения, лучшая роль Софи Лорен. Что же касается Марчелло Мастроянни, то в лучших своих фильмах он снялся у Федерико Феллини, однако одну из самых красивых пар в кино Лорен-Мастроянни зритель будет помнить ещё очень долго.

К 1970 году Витторио Де Сика исполнилось уже 69 лет. Блестящая карьера заслуженного мастера, совсем недаром получившего репутацию истинно народного режиссёра, в то время уже подходила к концу – через 4 года он скончается в больнице накануне премьеры своего последнего фильма. «Подсолнухи» – последнее яркое и блистательное полотно большого художника Италии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here