Обзор «потерянных» фильмов о Человеке-пауке – все из которых разрабатывались до картины 2002 года, поставленной Сэмом Рэйми – завершается исследованием версии, над которой трудился Джеймс Кэмерон.

Первая часть статьи
Вторая часть статьи

Следующим шагом сооснователя Cannon Films Менахема Голана была попытка найти деньги, чтобы наконец снять фильм. Этого он добился благодаря продаже компании Viacom всемирных прав на телетрансляцию потенциального проекта, а студии Columbia/Tri-Star – прав на выпуск фильма на домашнем видео. Затем подключилась ещё одна независимая студия, Carolco, стоявшая за такими хитами, как «Основной инстинкт», «Рэмбо: Первая кровь 2» и «Вспомнить всё».

Встретившись с Голаном на Каннском кинофестивале в 1990 году, Марио Кассар и Питер Хоффман из Carolco убедили его, что они смогут профинансировать фильм о Пауке за пятьдесят миллионов долларов, причём 21st Century Films получит пять миллионов долларов, а сам Голан – один миллион. Он заключил сделку с Carolco, добавив, что ввиду того, сколько лет он потратил на разработку проекта, он должен получить титул продюсера фильма. Хотя на тот момент это не казалось камнем преткновения – несмотря на все трудности, которые приносит с собой фамилия Голана, – этот пункт контракта в итоге всем вышел боком. Это стало понятно, когда студия Carolco выбрала сценариста/режиссёра в конце 1991 года.

Фрагменты раскадровки «Человека-паука» Джеймса Кэмерона

К тому времени Джеймс Кэмерон стал одним из наиболее могущественных кинематографистов Голливуда – задолго до того, как «Титаник» и «Аватар» стали самыми кассовыми фильмами всех времён. Послужной список Кэмерона на тот момент включал в себя «Пиранью II: Нерест», «Терминатора», «Чужих», «Бездну», «Правдивую ложь» и «Терминатора 2: Судный день», а Carolco, для которой он снял «Т2», считала, что именно ему удастся вдохнуть жизнь в Паучка. Кэмерон получил три миллиона долларов за то, что взялся за работу. Это было плохой новостью для Голана – предположительно, стандартный контракт Кэмерона давал ему право одобрения всех должностей на фильме, и он настоял, чтобы имя Голана в нём не фигурировало. Считая, что это его последний шанс добиться всеобщего уважения, к апрелю 1993 года Голан подал судебный иск против Carolco, которая, приближаясь к собственному банкротству, продала права на «Человека-паука» студии MGM.

Тогда же юридические конфликты вышли из-под контроля и все, кто когда-либо подписывали контракт, связанный с фильмом о Человеке-пауке, стали ходить по судам. В начале 1994 года студия Carolco подала в суд на Viacom и Tri-Star в надежде ликвидировать сделки, заключённые с Cannon насчёт прав на телетрансляцию и домашнее видео. Tri-Star и Viacom, естественно, подали встречный иск против не только Carolco, но и 21st Century Films и Marvel. Так как студией MGM также владела компания Pathe Group, она была уверена, что права на «Человека-паука» принадлежали ей. Особенно если учесть, что вся история началась с Cannon. Таким образом, Pathe подала в суд на Менахема Голана, Йорама Глобуса, 21st Century Films, Паретти, Tri-Star, Viacom и Marvel. Ситуация стала смехотворной, когда на протяжении следующих 12 месяцев 21st Century Films, Marvel и Carolco поочерёдно объявили банкротство.

На фоне судебных разбирательств Кэмерон, которой на тот момент всё ещё был связан с проектом, написал 57-страничный «конспект», который сочетал черты сценария и сюжетного плана и описывал ключевые моменты предлагаемого сценария. По версии Кэмерона, трансформация Питера Паркера в членистоногого сильно отходит от комиксов. Питер и его одноклассники едут на экскурсию, чтобы изучить мух, подвергшихся генетическим изменениям. Одна из них выбирается из своей камеры и попадает в паутину. Владелец этой паутины пожирает муху, а затем кусает и меняет Питера – весьма запутанный способ прийти к всё тому же результату. На этот раз злодеями были Стрэнд, который становится практически неуязвимым и управляет электричеством (а-ля Электро), и его прихвостень, Песочный человек. Учитывая, чего Кэмерон добился в случае с Терминатором в «Т2», остаётся лишь представлять, насколько крутой была бы его версия Песочного человека.

Главное отличие между этим Человеком-пауком и тем, к которому мы привыкли, было в пускателях паутины. Они у него были органическими, то есть паутина выделялась из запястий, а не из устройств, которые придумал Питер Паркер (эту идею в итоге перенял Сэм Рэйми). Также сюжет вышел более суровым, чем предыдущие версии, а у Питера появилась тенденция злостно материться, когда он зол.

Конечно, ничто из этого не имело значения. То, что Кэмерон написал, не было так важно, как сам факт, что он что-либо написал и что по плану собирался браться за режиссуру – если юридические проблемы вокруг проекта удалось бы решить.

Но всё застопорилось 1 марта 1999 года. В этот день студия Sony опубликовала следующий пресс-релиз: «Sony Pictures Entertainment (SPE) и Marvel Enterprises подписали соглашение, которое заложит фундамент для долгожданной кинофраншизы “Человек-паук”. Это соглашение позволит SPE и Marvel выпускать художественные фильмы и телесериалы, основанные на персонаже Человека-паука. Также Marvel и SPE создали совместное предприятие для выпуска товаров, связанных с этими фильмами и сериалами. О заключении соглашения объявил председатель и генеральный директор SPE Джон Кэлли, а со стороны Marvel Enterprises – президент и генеральный директор Эрик Элленбоген и креативный директор Ави Арад.

“Это великий день для студии, – заявил мистер Кэлли. – Я в восторге от возможности включить этого востребованного героя комиксов в мир кино- и телеразвлечений Sony”. “Человек-паук – гордость обширной библиотеки героев Marvel”, – отметил Эрик Элленбоген. – Наш договор с Sony – это огромный скачок вперёд, благодаря которому мы сможем донести творения Marvel до максимально широкой аудитории во всех формах. Трудно представить более значимое начинание для нашей компании”.

Мистер Арад из Marvel добавил: “В лице Sony мы нашли партнёра, который полностью понимает безграничный потенциал Человека-паука. Я невероятно рад энтузиазму и целеустремлённости, которые проявила творческая команда Sony”.

Выступая с объявлением, господа Кэлли и Элленбоген также отметили, что судебные процессы во вопросу “Человека-паука” между двумя компаниями окончены и все разногласия между сторонами улажены. Кроме того, улажены и разногласия между Marvel, SPE и MGM по данному вопросу».

Как именно они были улажены? Журнал Variety подытожил ситуацию следующим образом: «Судебные тяжбы начались в 1993 году между компаниями 21st Century, Carolco, Sony и Viacom. MGM включилась в борьбу в 1994 году, приобретя права у компаний 21st Century и Carolco, которые на данный момент обанкротились. В прошлом году компания Marvel, оправляясь от собственного банкротства, агрессивно возобновила споры насчёт прав, заявляя, что она обладает эксклюзивным правом на создание фильма о Человеке-пауке и срок действия всех ранее предоставленных прав давно истёк. Когда дело дошло до судебного процесса – он начнётся во вторник в Высшем суде Лос-Анджелеса, – началась суета. В прошлом месяце судья Аурелио Муньоз удовлетворил ходатайства Marvel о вынесении решения против MGM в порядке упрощённого судопроизводства», подчёркивая, что срок действия прав MGM истёк в 1996 году. Все права, согласно решению суда (в том числе и «конспект» Кэмерона), вернулись в руки Marvel. Незамедлительно после этого было заключено соглашение с Sony.

В ситуации был один отрицательный момент. За время тяжб Джеймс Кэмерон снял, выпустил и получил титул короля мира благодаря «Титанику», и он ясно дал понять, что ему более не интересно работать на каком-либо проекте, который он не запустил с нуля. Как отметила президент компании Lightstorm Entertainment Рэй Санчини: «Мы не участвовали в переговорах между Sony и Marvel и на данный момент не связаны с этим проектом».

5 апреля 1999 года студия Sony объявила, что Дэвид Кепп будет адаптировать «конспект» Кэмерона в полноценный сценарий. Его первый черновик, датированный 5 ноября 1999 года, был крайне близок к сюжету Кэмерона и в нём Электро (это прозвище ему давал Дж. Джона Джеймесон) воплощал в жизнь план по подрыву Нью-Йоркской фондовой биржи. Изменения начали принимать всё более радикальный характер, начиная с второго сценария Кеппа, датированного 14 апреля 2000 года. История происхождения Человека-паука стала более традиционной, без генетически изменённой мухи, которую поедает паук, кусающий Питера Паркера. Также исчезли Электро и Песочный человек, которых заменили Зелёный гоблин (он же Норман Осборн) и вечный запасной игрок киноверсии Док Ок.

Сочетание Гоблина и Дока Ока не вызвало у большинства фанатов энтузиазма. Некоторые посчитали, что такой ход слишком близок к тому, что сделала студия Warner Brothers с киносериалом о Бэтмене.

Когда Тед Ньюсом и Джон Бранкато написали первый черновик «Человека-паука» в 1985 году, они планировали свести в бою Человека-паука и Доктора Октопуса, объединив их истории происхождения. В драматургическом плане это была разумная идея, даже если она не соответствовала канве комиксов. Но сведение вместе доброго Доктора и Гоблина показалось серьёзным промахом. В остальном второй черновик Кеппа повторял содержание первого – вплоть до приключения на бирже.

Когда фильм перешёл к активной стадии производства, сценарий регулярно переписывался Кеппом, Элвином Сарджентом и Скоттом Розенбергом. В какой-то момент было принято решение, что в первом фильме Паук должен сражаться только с одним злодеем. Хотя Док Ок ждал своего часа почти 15 лет, ему предпочли Зелёного гоблина.

В итоге, вопреки всем фальстартам и срывам, которые проект пережил на протяжении полутора десятилетий, окончательный вариант сценария обещал эпическое приключение Человека-паука; приключение, которое окажется верным первоисточнику, но не будет слепо копировать его. Пусть на это потребовалось 40 лет, но Человек-паук наконец был готов к крупному плану.

Подробнее о версии «Человека-паука» от Джеймса Кэмерона – в подкасте «Длинный Дубль»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here