Иногда бывает так, что первоначальная идея фильма за время долгой работы над сценарием трансформируется в совершенную противоположность – уморительная комедия становится серьёзной драмой, душещипательная мелодрама становится уморительной комедией, а захватывающий триллер душещипательной мелодрамой. Но это не всегда бывает следствием того, что автор сценария и будущий режиссёр, что часто одно и то же, не умеет адекватно выражать свои мысли и идеи.

Иногда его ведёт за собой сама история и её герои, которые начинают оживать на бумаге и диктовать новые условия, помогающие кинематографисту найти себя и свой стиль благодаря трансформации изначального замысла. Особенно часто такое случается с молодыми режиссёрами, которые остро ощущают потребность сделать что-то новое, однако при этом не всегда представляют, как это осуществить с историей, родившейся у них в голове, и если опытный человек, годами работающий в кино, может завершить сценарий за две недели или того меньше, то начинающие авторы обычно пишут его годами, позволяя времени проверить свои замыслы на прочность, оригинальность и то, насколько милы и дороги они сердцу будущего режиссёра.

Подобное испытал на себе и Дэйвид Лоури, когда начал работать над своей третьей полнометражной картиной – за год вынашивания истории для будущего фильма «Несвятые», его работа превратилась из крепкого, мускулистого боевика, где все герои в конце концов умирают, перебив друг друга, в меланхоличную драму о любви, верности и о том, как красивые идеи погибают при столкновении с реальностью.

Всё началось с того, что Дэйвид Лоури решил рассказать историю о парне, который сбежал из тюрьмы. Но когда он сел за стол и начал писать, он понял, что не может придумать адекватный способ побега своего героя. «Я подумал, что вернусь к этому позже. Я начал со сцены, в которой герой бродит по лесу, после того, как он сбежал, и никогда не возвращался к самому побегу», – рассказывал сценарист и режиссёр позже. В конце концов Лоури пришёл к мысли, что ему стоит идти в совершенно другом направлении и что это больше «история о людях, чем о взрывах и стрельбе». Поэтому Лоури призвал на помощь всё, что ему нравится – начиная от любимых местностей и заканчивая любимыми песнями.

Лоури из тех людей, кто любит искусство во всех его проявлениях – ему интересно не только кино, не только сериалы, но ещё музыка и книги, и он ищет вдохновение везде. В случае «Несвятых» большую роль в выборе стиля картины сыграли классические грустные американские фолк-баллады, исполняемые стариками в шляпах, которые сидят на задних дворах, или разочарованными молодыми парнями в барах захолустных городов, в которых можно только петь и пить, и никаких иных развлечений не намечается. Неудивительно, что при такой унылой жизни героями этих песен часто становились преступники – уж они-то знали, как с размахом тратить своё время на этой земле, как стать свободными от всего, но при этом их всегда ожидал несчастливый конец.

Вдохновляясь этими балладами о суровых, но побитых жизнью парнях, Дэйвид Лоури решил избрать меланхоличный стиль, который в кинематографическом переложении сочетает в себе привычки современного независимого кино и шарм новаторских фильмов шестидесятых-семидесятых, рассказывающих с надрывом истории с плохим финалом. Перед режиссёром даже не вставало вопроса, где найти подходящие пейзажи, чтобы визуально реализовать свою идею. Эта история была возможна для него только в родном Техасе, месте, где по-прежнему поют грустные песни, носят широкополые шляпы и отращивают большие усы.

Один из актёров фильма, Бен Фостер, после прочтения сценария сразу же понял, насколько важно для Лоури место действия, и отправился в Техас, чтобы пообщаться с людьми и самому прочувствовать то, чем этот штат отличается от других точек на карте Америки. В «Несвятых» Фостер исполняет роль помощника шерифа, который был ранен при исполнении, и поэтому актёр был очень заинтересован в общении именно с местными представителями закона. Он позвонил в управление шерифа в Мидленде и попросил устроить для него небольшое ознакомление с особенностями жизни и службы местных офицеров, на что получил решительное согласие. Так, техасские законники возили актёра с собой на дежурства и знакомили со своими семьями. «В наши дни нечасто увидишь тихого, терпимого, достойного полицейского, который действительно делает мир безопаснее», – говорил Фостер в одном из интервью о том, что его вдохновило в работе над фильмом.

Бен Фостер стал далеко не первым актёром с именем, который согласился принять участие в съёмках картины практически никому неизвестного режиссёра. К проекту также присоединились Руни Мара, стремительно шедшая вверх по карьерной лестнице после того, как сыграла главную роль в американской версии «Девушки с татуировкой дракона», и Кейси Эффлек, который снимается в кино довольно редко, но очень метко, и его имя редко можно связать с некачественной продукцией, как, впрочем, и двоих других его коллег.

Так что же привлекло этих людей к фильму, за работу над которым они не получат ни большого мешка денег, ни премии «Оскар», ни удобств на съёмочной площадке, вроде личного трейлера и удовлетворения всех прихотей из райдера? Кейси Эффлека заинтересовала даже не сама идея «Несвятых» или развитие сюжета фильма, а то, как была изложена его история. «Прежде всего сценарий мне понравился тем, как он был написан. Мне понравился язык, который использовал Дэйвид. Диалоги были интересными и поэтичными», – рассказывал Эффлек. Когда у актёра, в связи с темой картины, спросили, что значит для него – «быть в тюрьме», тот ответил, что это – «появиться в плохом фильме», и честно признался, что такое с ним уже случалось, поэтому он хотел бы иметь формулу, помогающую выбирать перспективные проекты, но за отсутствием таковой полагается на ощущения. И, встретившись с Лоури, Эффлек почувствовал, что, даже если он не выбрал правильный фильм, то выбрал правильного человека.

«Я встретился с Дэйвидом и уже через пять минут знал, что хочу принять участие. У меня появилось чувство, что он любит кино, любит эту историю. Он делал это не просто потому, что хочет быть режиссёром, а потому что его действительно волновали эти персонажи», – говорит Кейси Эффлек. Что же касается Лоури, то ему даже не нужно было встречаться с Эффлеком, чтобы полюбить его и принять как идеального кандидата на роль Боба, поскольку этот актёр первым возник в голове у режиссёра, когда дело дошло до подбора исполнителей главных ролей. И так получилось, что о другом варианте и думать не пришлось.

Но согласие Эффлека было далеко не первой и не последней удачей сценариста и режиссёра. После сценарий Лоури попал в руки Руни Мары, которая поняла, что хочет поучаствовать в проекте по тем же причинам, которые в разной степени заинтересовали и всех остальных. Ей понравилось то, что режиссёр рассказывал эту классическую историю трагической любви а-ля «Бонни и Клайд» своими методами, в сценарии чувствовался собственный голос и точка зрения. Как и её партнёры по фильму, актриса предпочитает при выборе проектов смотреть на историю и людей, которые намереваются её рассказать, а не на то, насколько это большой фильм и насколько велик гонорар. Благодаря этому Дэйвид Лоури получил возможность поработать со всеми актёрами, которых он мог только пожелать, и о которых мечтают многие молодые кинематографисты.

По словам Кейси Эффлека, Ain’t Them Bodies Saints – это просто переделанная режиссёром Дэйвидом Лоури цитата из песни, и название фильма на самом деле ничего не значит.

Большой удачей «Несвятых» стало финансирование, обеспеченное спонсорами, которых даже не пришлось искать. Как и многие независимые фильммейкеры Лоури решил, что снимет картину вне зависимости от того, будут у него на это деньги или нет. Ещё когда он только задумал заниматься кинематографом, Лоури взял часть денег, что были отложены им на учёбу, купил камеру и монтажную систему, и начал делать первые шаги. Но, написав сценарий «Несвятых», Лоури понимал, что на реализацию этого проекта ему всё-таки понадобится некая сумма, оценённая им в 100 тысяч долларов. Он был полон решимости заработать эти деньги, и установил для себя дату начала работы над картиной – 21 октября 2011 года он проведёт на съёмочной площадке своего третьего полнометражного фильма, независимо от того, сколько у него будет средств и актёров.

В итоге съёмки всё-таки пришлось отложить, и первая сцена была снята только спустя восемь месяцев после установленной даты, но за это время Лоури неожиданно для себя заручился поддержкой не одного десятка продюсеров, занимающихся независимым кино, и мог уже не беспокоиться о финансировании.

Лоури мало распространяется о том, какая сумма была потрачена на «Несвятых» и чем именно он заинтересовал стольких людей, зато он охотно рассказывает о других тонкостях создания кино в своём блоге, который ведёт уже почти десять лет. Например, Лоури в подробностях рассказал о процессе монтажа картины, описав, как создавались девять разных сцен. Кстати, карьера Лоури как монтажёра гораздо длиннее, чем режиссёрская – в этом качестве на его счету уже более пятнадцати полнометражных и короткометражных фильмов, последним из которых была независимая сенсация Шейна Кэррата «Примесь», оставленная Лоури незаконченной из-за начала съёмок собственного фильма.

Похоже, Дэйвид окончательно расставил для себя приоритеты и решил остановиться на карьере режиссёра – сейчас он работает над сценарием нового фильма, согласие на участие в котором уже дал Кейси Эффлек. Несмотря на то, что после десяти лет работы в кино голос Лоури наконец-то был услышан, он не уверен, что с его следующей работой всё сложится так же удачно, как с «Несвятыми», в плане финансирования и подбора актёров. Но полон решимости продолжать снимать фильмы, независимо от того, какими они будут – крупными или независимыми, не приносящими дохода или помогающими зарабатывать на жизнь. И разве у нас есть причины не верить, что у него это получится?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here