Особая дружба

Многие люди добровольно отказываются от свободы, даже не задумываясь, почему и зачем; они стараются избавиться от свободолюбивых и непосредственных, зачастую неосознанно; их раздражают те, кто не желает никому подчиняться. Отчего так происходит? Рабское сознание передаётся из поколения в поколение, от родителей к детям, тысячелетиями. Прививается такое мировоззрение, что человек – ничтожен, что он кому-то должен, чем-то обязан, выдуманному богу ли, господину, чиновнику, начальнику…

На этот недостаток человеческого характера указывал Антон Павлович Чехов. Из-за рабского мышления общество подвержено таким порокам, как войны, геноцид, репрессии, жестокость… Хотя, если разобраться, человек приходит в этот мир свободным, без долгов и обязательств, и волен поступать так, как указывает его совесть и здравый смысл, лишь бы эти поступки не мешали жить окружающим. В фильме «Особая дружба» нетривиально, с присущим Жану Деланнуа юмором, обращается внимание на несовершенство устройства общества на одном из самых показательных примеров – во взаимоотношениях между воспитанниками и преподавателями католического коллежа.

Герой фильма Александр Мотье – жизнерадостный, непосредственный, рассудительный молодой человек, которого обеспеченные родители из благих побуждений отправили учиться в престижный иезуитский колледж. Его поведение вызывает неприятие у святых отцов – преподавателей колледжа, привыкших быть рабами своего бога и требующих того же от учеников. Александру непросто со своим характером, он разочаровывается в людях. Ему, как и любому, необходима дружба, которая помогала бы оставаться собой. Наверное, Александр давно мечтал встретить настоящего друга, такого, о которых он читал в книгах или слышал. Жорж де Саа соблазняет его своим вниманием и поэтическим письмом, тем, что он старше, и, как думает Александр, умнее, и Александру кажется, что он, наконец, встретил того самого, настоящего друга. Александр искренне принимает его как друга.

Особая дружба

Александр стремится к Жоржу, возможно, не вполне осознано. Он ждёт поддержки, спасения от одиночества, пустоты и бессмысленности, пусть внешне это могло быть похоже на игру. К сожалению, Жорж этого не понимает. Вероятно потому, что сам ещё молод.

Жорж – эгоист. В отличие от Александра, он неискренне, формально, иронически относится к святым отцам, к набожности, воспринимая учёбу как временное неудобство. Отчасти также неискренне и несколько легкомысленно он относится к Александру. Жорж не рассуждает о том, что это за человек ему встретился, не интересуется способностями Александра; не представляет масштабы его внутреннего мира. Лишь преподаватель музыки, чью физическую слепоту компенсирует любовь к красоте звуков, к жизни, замечает талант Александра.

Задорный милый резвый мальчик, на которого трудно не обратить внимания, – вот, пожалуй, что Александр значит для Жоржа. Жорж играет с этим мальчиком. Ему не столь нужны реальные дружеские отношения, достаточно переписки и фантазии. Он использует Александра как источник вдохновения для своего писательского увлечения. Жорж – трус. Он боится родителей, учителей, предпочитает договариваться и отступать, даже не разбираясь, чего, собственно, он так боится. Предатель и доносчик. Из-за Жоржа отчисляют воспитанника колледжа, увольняют отца де Тренна.

Особая дружба

Александр – полная противоположность Жоржу. Свободолюбивый, прямолинейный, очень привязчивый, а значит, очень одинокий человек. Несмотря на то, что у Александра есть брат, родители. И действительно, так бывает: можно жить в полноценной семье и оставаться при этом очень одиноким. Когда нет взаимопонимания, нет единомыслия, или не хватает любви. Одиночество требует достаточного развития и понимания многих вещей.

Известное пожелание «счастья в семейной и личной жизни» некоторые воспринимают как шутку. Хотя это разные понятия. Семейная жизнь – это семья, дети; личная – это творчество и особая дружба. Не всегда случается удача их совместить.

Любовь, о которой повествует фильм, – это желание находиться в обществе определённого человека и восхищение этим человеком. Интуитивное доверие, понимание, ощущение родства душ. Такая любовь может возникнуть между любыми людьми, независимо от пола или возраста, в ней сложно найти что-либо предосудительное. Наоборот, это счастье, когда есть возможность общаться, даже просто пребывать в одинаковом настроении вместе. Это огромный стимул в жизни, который способен сподвигнуть на великие дела. Ощущение любви или близкой дружбы даёт человеку силы свернуть горы, изменить себя, окружающих, мир.

Особая дружба

Александр говорит Жоржу при последней встрече: «Нужно просто не бояться!» Просто не бояться того, что о тебе подумают или не подумают, скажут… Но суть в том, что просто не бояться – и есть самое сложное. Гораздо проще – бояться, плыть по течению. Бояться родителей, которые будут ругаться, бояться учителей, которые снизят отметку, бояться того, что не предложат должность после окончания колледжа… Бояться какой-то ерунды.

Много ли вы встречали свободолюбивых людей? Людей, которые не боятся не быть рабами общества, предрассудков, стереотипов, предубеждения; самостоятельных, честных с собой, справедливых. За эту свободу часто приходится расплачиваться одиночеством и нищетой, а иногда и жизнью. Люди не желают свободы и сторонятся тех, кто живёт свободно. Пребывание в обществе свободного человека требует определённой силы воли. Но в награду оно дарит обретение собственной свободы, расширение горизонта мировоззрения.

В своем фильме Жан Деланнуа затрагивает ещё одну немаловажную тему – сомнение в вере, в религиозных устоях общества. Деланнуа изображает преподавателей колледжа, святых отцов, праведными, искренне верящими людьми, способными убеждать своей речью и примером учеников, но не идеализирует их: чопорный ректор; закомплексованный отец де Тренн… Но их вера приводит в итоге к гибели невинного человека. Их праведность и набожность оборачивается трагедией, теряет смысл.

Особая дружба

Жан Деланнуа известен многим своей экранизацией Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Уровень его работ можно сравнить с фильмами Григория Козинцова, с творчеством таких режиссёров западного кинематографа, как Марсель Карне или Джон Форд. Своеобразный французский неореалист.

По характеру и впечатлениям «Особая дружба» похожа на «Древо желания» Тенгиза Абуладзе, «Искусственный разум» Стивена Спилберга, «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» Нагисы Осимы. Но «Особая дружба» ощущается современнее, злободневнее, острее. Европейская культура и атмосфера периода вольнодумства, расцвета науки и искусства конца XIX – начала XX веков сочетается с предельно реалистичным, откровенным повествованием в стиле фильмов Динары Асановой.

Благодаря Деланнуа фильм не стал претенциозным.

Удачно подобраны актеры. Прежде всего, Дидье Одпен, который играет Александра. Фактура, харизма и артистизм. И в чём-то даже близость характеров. Телефильм Марселя Кравенна «Дэвид Копперфильд» (1965) с Дидье Одпа – одна из лучших экранизаций Чарльза Диккенса.

Особая дружба

Дидье играет по системе Станиславского. Настолько реалистично, настолько сильно передаёт переживаемые Александром чувства, что забываешь обо всём и мучаешься душевными терзаниями вместе с главным героем.

Луи Сенье хорошо сыграл отца Лазона.

Тщательно выстроены мизансцены, хорошая операторская работа.

Для фильма Жана Деланнуа уместна характеристика, данная творчеству Анатоля Франса в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» З.А. Венгеровой: «…раскрывает слабости человеческой натуры, несовершенство общественной жизни, нравов, отношений между людьми; но в свою критику он вносит особую примиренность, философскую созерцательность… Он не судит и не морализирует, а только проникает в смысл отрицательных явлений. Сочетание иронии с любовью к людям, с художественным пониманием красоты во всех проявлениях жизни составляет характерную черту его произведений».

К счастью, не каждый решает покончить с жизнью из-за неразделённой любви или предательства. Герои «Особой дружбы» – люди голубых кровей, дети аристократов, чувствительные, нежные, ранимые, впечатлительные. И понятие любви, как и спектр взаимоотношений между людьми, несколько шире того, что внушается сегодня.

Особая дружба

Александр не может пережить предательства Жоржа. Наверное, такой исход реален. Тем тяжелее рассказанная в фильме история, потому что личность Александра значительнее, чем можно предположить. Это поистине шекспировская трагедия.

Несмотря на то, что в фильме достаточно светлых сцен и главные герои – дети, он мрачный, тяжёлый, пронизанный безысходностью, безнадёжностью, фатализмом. Фильм-нуар. Отчасти из-за того, что действие происходит в старинном здании монастыря, от одной готической архитектуры которого веет холодом. Отчасти из-за чёрных одежд святых отцов и аскетизма обстановки. Отчасти из-за того, что большая часть фильма снималась в пасмурную погоду. Но главным образом из-за тех сцен, где Жорж и Александр наедине. Особенно, в первую их встречу в оранжерее. Ощущение тревоги усиливается контрастом между детской жизнерадостностью и мрачностью окружающего мира, и секвенцией Жана Продромидеса. Словно переживаешь сон наяву. Жорж и Александр вместе, и, казалось бы, нужно радоваться, но именно в этот момент появляются мысли о надвигающейся трагедии. Как будто авторы фильма захотели нарисовать образ неосуществимых мечтаний и грёз. Как будто Жорж и Александр перешли черту дозволенного свыше, смогли заглянуть за пределы горизонта, за кулисы бытия, и прошли точку невозврата.

Проявление характера Александра чередуется с конформизмом Жоржа и суетностью дня. Развитие сюжета остается непредсказуемым.

Особая дружба

Вместе с отцом Лазоном Александр идёт к ректору, словно на казнь, смирившись со своей участью, но не отступив ни на пядь в противостоянии с пресловутым общественным мнением. «Нераскаявшийся, упорный и непреклонный еретик». Вера в дружбу с Жоржем придаёт ему сил. Святой отец не удовлетворён. Лазон понимает, что таким образом ничего не добьётся, и меняет тактику.

Лазон оказывается изощрённее отца де Тренна, уговаривает Жоржа на предательство. Жорж малодушно избегает встречи с Александром, встречи втроём, о которой говорил Лазон накануне. Если бы Жорж объяснил Александру свои намерения, история могла сложиться иначе. Из-за своей трусости, с благословления отца Лазона, Жорж лишает Александра надежды.

Фотография и несколько коротких писем – всё, что остается в память об Александре. Жоржу они дороги и Лазон отдаёт их как залог молчаливого согласия с тем, что они вдвоём совершили. Жорж с радостью их принимает, соглашаясь и демонстрируя своё безграничное смирение, и передаёт Лазону в знак благодарности за снисхождение своё последнее письмо Александру. Один раб унижается перед другим, доказывая, что никогда не помыслит о свободе. Страх, обезличивающий людей, порождающий низость и фарисейство.

Особая дружба

Жорж провожает взглядом траурный кортеж, похожий на торжественный ход, прячась за углом, будто боясь, что Александр увидит его. Хотя Александр бы его простил… Если бы он остался жив, дружба могла бы стать полноценной, взаимной, искренней, потому что Жорж, наверное, изменил бы своё отношение к Александру, стал бы, в конце концов, его ценить. Ради Александра стоило уйти из коллежа и быть готовым пожертвовать привилегиями семьи маркиза. Ведь вместе они могли бы сделать гораздо больше для себя и для окружающих, чем в одиночестве. Они бы сохранили свою дружбу на всю жизнь.

Ужасно то, что ни Жорж, ни Лазон так и не поняли, что произошло. Что из-за них погиб уникальный человек, который мог стать выдающимся музыкантом. Лазон продолжает верить в свою праведность. Жорж продолжает пребывать в фантазиях и мечтах, как будто Александр и не жил вовсе, а был лишь выдуманным образом.

От таких фантазёров и праведников, которые составляют большинство нашего общества, и бежит Александр. В тяжёлую, роковую минуту не нашлось ни одного человека, который бы его поддержал.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here